В начальном образовании широкое распространение получила технология проблемно-диалогового обучения. Автор данной концепции Е. Л. Мельникова разработала методику применения проблемного диалога при изучении ряда предметов.
Проблемно-диалогические методы — это способы введения знаний которые позволяют школьникам ставить и решать проблемы. Урок открытия новых знаний имеет два звена: 1) постановка проблемы; 2) поиск решения. В течение урока преподаватель использует два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Постановка проблемы реализуется через побуждающий диалог, который состоит из отдельных стимулирующих реплик. Подводящий диалог является системой вопросов и заданий. С помощью побуждающего диалога учитель создает проблемную ситуацию, что дает возможность подвести школьников к формулированию темы урока. Проблемно-диалогическое общение специальные вопросы позволяют оценить проблемную ситуацию, вскрыть и осознать заключающееся в ней противоречие. Таким образом, учащиеся сами выявляют противоречие и формулируют проблему, выдвигают и проверяют гипотезы. Подводящий диалог развивает логическое мышление, формирует логическую цепочку, которая приводит к новым знаниям.
|
|
Технология проблемного диалога включает не только проблемно-диалогические методы, но и продуктивные задания.
Продуктивные задания представляют собой задания на воспроизведение, которые дают возможность ученикам выразить свои знания с помощью продукта (схемы, опоры) и продемонстрировать их классу. Учащиеся символом (картинкой) обозначают каждый этап открытия знаний: постановка проблемы -> решение проблемы -> создание продукта ->представление продукта.
Технология проблемного обучения предполагает создание различи проблемных ситуаций для анализа их учащимися; обучение детей решению проблем; формирование у школьников умений видеть противоречия и на этой основе формулировать проблему. Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. Однако, к сожалению, в учебниках по предмету «Окружающий мир» (исключение составляет УМК «Школа 2100») и методических пособиях для учителей вопросам реализации проблемного обучения не всегда уделяется необходимое внимание. Учитель начальной школы в силу профессиональной компетенции должен уметь формулировать проблему и проблемные задания, определять способ их включения в учебный процесс; прогнозировать варианты решения проблемы учащимися; осуществлять руководство деятельностью учеников в ходе работы с проблемной ситуацией; помогать школьникам в выработке гипотезы, ее проверке, в обсуждении решения проблемы.