Пример дидактической игры.
Порядок действий учителя и учащихся при организации ролевой игры представлен. На начальном этапе ролевой игры школьникам сообщаются задания (сценарий игры, описания ролей), после чего они распределяют роли между собой и приступают к выполнению заданий. На подготовку ролевой игры требуется много времени: необходимо структурировать содержание изучаемого материала, чтобы школьники могли выполнить разные роли; подготовить пространство, в котором будет происходить действие. Из-за больших временных затрат на подготовку и проведение такая форма используются реже по сравнению с другими видами дидактических игр.
Деятельность учителя и учащихся в ролевой игре
| Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Знакомство школьников с целями, правилами и порядком проведения игры | Учащиеся воспринимают информацию | |
| Распределение ролей. Ввод в игру | Возможно участие школьников в распределении ролей | |
| Наблюдения за работой школьников | Выполнение ролевых функций, заданий, решение проблемных вопросов, имитация ролей | |
| Организация внимания учащихся | Представление участниками игры, выполняющими разные роли, разработанных заданий или проектов | |
| Организация обсуждения | Обсуждение. Оценивание проектов или результатов заданий. Выработка или выбор наилучшего проекта | |
| Организация обсуждения итогов урока-игры. Рефлексия | Участие в обсуждении. Обмен мнениями |
Игры на уроках по предмету «Окружающий мир»
В практике начальной школы ролевая игра часто используется при изучении темы «Природные зоны».
Ролевая игра по теме «Природные зоны». Рассматриваются географическое положение, особенности погоды и климата, типичные растения и животные какой-либо природной зоны; своеобразие жизни и быта человека; экологические проблемы Содержание изучаемого материала предполагает наличие ролевых функций: в игре участвуют различные «профессионалы», например географ и эколог; ботаник, зоолог (или биолог) и т.д. Возможно также участие журналиста, корреспондента, которые будут осуществлять фото- и видеосъемку, готовить репортаж и т.п.






