ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня Россия пожинает плоды гуманитарного кризиса, начавшегося в период 1990-х годов, когда по причине экономических и политических проблем управление культурной сферой отошло на второй план. Последствия кризиса дают знать о себе до сих пор, среди них - размывание традиционных российских ценностей, снижение общего культурного уровня граждан, угасание патриотизма. Проблемы эти носят системный характер и представляют серьезную угрозу духовному потенциалу российского народа. Не случайно согласно «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года[1]», культура представляет собой один из ключевых национальных приоритетов, ведь именно от нее зависит динамика показателей качества жизни, и она же способствует гармонизации отношений в обществе. Культура в России оказывает все большее влияние на решение программных целей социальной сферы.
Одной из значимых социокультурных акций является музыкальный фестиваль, он состоит из цикла концертов и спектаклей, объединенных общей тематикой и направлен на активизацию, пропаганду и популяризацию достижений в области музыкального искусства. Целью проведения музыкального фестиваля является сохранение, популяризация и обновление культурных традиций. Фестивальное мероприятие способствует системной передаче нормативно-ценностного опыта человечества, помогает самореализации личности во всех видах культуротворческой деятельности. Именно посредством развития оркестрово-фестивального движения можно достичь развития по приоритетным направлениям «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года[2]»: сохранению единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности Российской федерации, оптимизации культурно-экономического регионального потенциала, уменьшению диспропорций по показателям регионов в культурной сфере в сравнении со столицей, сохранению богатого культурного наследия нашей родины, исторической памяти многонационального русского народа, обеспечению диалога культур различных этнонаций, сплочению единой российской гражданской нации. Одной из самых сложных проблем в настоящее время остается создание гибкой системы управления, отвечающей принципам «Основ государственной культурной политики», «Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации до 2030 года». Более того, современные условия рыночных отношений в сфере культуры создают особые конкурентные условия, при которых художественный продукт концертной организации, с одной стороны, должен быть актуален и востребован у аудитории, а с другой – наполнен высокими смыслами и ценностями и направлен на воспитание художественного вкуса, а также утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта. Комплексом данных проблем и обусловлена актуальность настоящего исследования.
Инновационным механизмом достижения этих целей выступает проектный подход в управлении оркестрово-фестивальным движением. В России этот метод достаточно молодой, однако именно он коррелирует с принципами реализации культурной политики согласно «Стратегии[3]»: увеличением продуктивности финансирования культуры, развитием государственно-частного партнерства, стимулированием взаимодействия культуры и бизнеса.
Актуальность исследования также обусловлена тем, что хотя в различного рода методических пособиях, касающихся сферы менеджмента, представлен широкий ассортимент литературы, содержащей практические рекомендации по части разработок форм и условий организации творческой деятельности, мало в каких из них освещены вопросы менеджмента эстрадно-симфонического оркестра. Практически нет литературы с рекомендациями по проектному подходу в управлении оркестровыми коллективами. В нашей работе мы попытаемся ликвидировать этот пробел.
Объектом исследования выступает оркестрово-фестивальное движение как институт современной культуры.
Предмет исследования – специфика проектного управления в музыкальной сфере и межведомственного взаимодействия при проектном управлении оркестрово-фестивальным движением в современной России, а также перспективы внедрения проектного управления музыкальными фестивалями.
Целью исследования является рассмотрение особенностей проектного управления оркестрово-фестивальным движением, в частности, межведомственного взаимодействия при осуществлении такой формы управления.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. изучить научную литературу по теме проектный подход в управлении;
2. рассмотреть подходы отечественной и западной политологических школ к проектному управлению;
3. выявить характерные черты проектного метода управления;
4. изучить научную и учебную литературу, касающуюся вопросов музыкального менеджмента, менеджмента в оркестровом движении;
5. рассмотреть базовые понятия, касающиеся оркестрового менеджмента и проектного подхода в оркестровом управлении;
6. проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие проектное управление в оркестровом движении;
7. сделать выводы о разработанности правовой базы для проектного управления в культурной сфере и в оркестрово-фестивальном движении, в частности;
8. проанализировать социокультурную ситуацию в оркестрово-фестивальном движении за последнее десятилетие;
9. рассмотреть отечественный опыт проектного управления оркестрово-фестивальной сферой;
10. выявить проблемы и особенности межведомственного взаимодействия на основании анализа отечественного опыта проектного управления оркестрово-фестивальным движением;
11. сделать выводы о приоритетах в сегодняшнем управлении оркестрово-фестивальным движением;
12. разработать с учетом сделанных выводов собственный уникальный социокультурный проект музыкального фестиваля.
Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов: «Организация и сопровождение международной проектной деятельности в сфере образования и науки», «Проектирование в сфере культуры, науки, образования», «Кадровая политика и кадровый аудит организации», «Творческие индустрии и предпринимательство».
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме, изучение и анализ публикаций в СМИ, моделирование фестивальной деятельности в социокультурной сфере, проведение сравнительного анализа механизмов организации социокультурных мероприятий в рамках управления фестивальной деятельностью. Системный подход к изучению особенностей и механизмов менеджмента творческой организации позволил выявить принципы эффективного управления концертным коллективом.
Кроме того, в работе использованы общетеоретические подходы, в том числе дедуктивный метод, обобщение, классификация, а также практический метод наблюдения и эксперимента при подготовке проектного предложения.
Степень научной разработанности проблемы. Данная проблема носит междисциплинарный характер, находясь на стыке различных наук: теории государственного муниципального управления, менеджмента, философии, психологии, культурологии, социологии, педагогики.
Управление деятельностью концертных организаций находится в центре внимания государственной культурной политики, в частности, в нормативно-правовых актах: Основах государственной культурной политики Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 года, Федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)», «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025» года и др.
Теоретико-методологической базой диссертации, отражающие вопросы сложного диалектического взаимодействия общества и культуры, стали работы П.С. а, В.К. Егорова, В.Ж. Келле, Л.H. Когана, Д.С. Лихачева, Э.С. Маркаряна, В.М. а, и др.
Управление культурой и менеджмент культуры рассмотрены в научных работах О.Н. Астафьевой, С.Н. Горушкиной, Г.А. Аванесовой, И.И. Государевой, В.К. Егорова, В.В. Замай, О.А. Митрошенкова, А.П. Садохина, А.Ю. Смирновой, О.В. Шлыковой и др.
Принципы ценностного и системного анализа культуры, механизмы воздействия культуры на человека и общество в целом, функции культурного наследия, природу традиций раскрыли Р.Г. Абдулатипов, А.С. Ахиезер, И.М. Быховская, А.Я. Гуревич, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, В.М. Межуев, Э.В Соколов и др.
Междисциплинарная направленность, связанная с теорией и практикой реализации культурной политики, социального и социально-культурного проектирования отображена в исследованиях Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, Т.Г. Богатыревой, С.Э. Зуева, О.В. Шлыковой, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, П.Г. Щедровицкого и др.
Феномен фестиваля как особой культурной формы изучен такими исследователями как: С.А. Аверинцев, С.Н. Иконникова, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич, М.С. Каган, В.Н. Топоров, А.Я. Флиер, Л.М. Ивлева, В.М. Розин и др.
Особенности оркестрово-фестивальной и гастрольной деятельности изучены в трудах Г.Л. Тульчинского, С.В. Герасимова, Т.В. Лохиной, С.Г. Рубцова, В.Е. Триодина, М.А. Ариарского, А.В. Соколова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы нашли отражение в следующих публикациях автора:
- Краснобаев Р.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства// Norwegian Journal of development of the International Science № 34/2019 VOL.3 – ISSN 3453-9875. Editor in chief – Karin Kristiansen (University of Oslo, Norway). The assistant of theeditor in chief – Olof Hansen. Iduns gate 4A, 0178, Oslo, Norway email: publish@njd-iscience.com, site: http://www.njd-iscience.com
- Краснобаев Р.В. Оркестровые коллективы как объект проектного управления// VI Международная научно-практическая конференция «Стратегии и тренды развития науки в современных условиях» г. Уфа, Российская Федерация 15-16 февраля 2020 г.
Отдельные важные аспекты настоящего исследования были изложены на Международной конференц-сессии Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации «Государственное управление и развитие России: национальные цели и институты» (Москва, 20-24 мая 2019 г.); Международной научно-практической конференции Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации «Государственное управление и развитие России: цели и ценности» (Москва, 14-18 мая 2018 г.); Межрегиональной конференции IV Культурного форума регионов России «Приоритетные проекты: стратегические линии развития культуры в субъектах Российской Федерации» (Москва, 18 декабря 2018 г.).
Целью исследования и его задачами определена структура работы. Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА I. ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ: ТЕОРИЯ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ






