Виды монополистической деятельности

Вопрос №2. Доминирующее и монопольное положение хозяйствующего субъекта на рынке.

монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

Основные черты монополии:

- в условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта;

- отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги;

- существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями.

Виды монополий:

1.Искусственные

2 .Легальные

3.Естественные

Естественная монополия: состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий не могут быть заменены в потреблении другими твоарами.

Сферы естественной монополии:

- транспортировка газа по турбопроводам;

- транспортировка нефти и нефтепродуктов на магистральным трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи

1.злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (

2. соглашения (согласованные действия)) хозяйствующих субъектов

Закон вводит Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. Соглашение может иметь письменную или устную форму.

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками);

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

Содержание монополистической деятельности раскрывается законодательством также через понятие доминирующего положения на рынке.

Доминирующее положение – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товары на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, которые должны заниматься производством товаров. Доминирующее положение устанавливается на товарном рынке.

Критерии определения доминирующего положения

1) доля на рынке определенного товара превышает 50% (ранее 65% и более), если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение вышеуказанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.,

Действия, запрещаемые хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение:

Установление, поддержание монопольно высокой ((превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли) или монопольно низкой цены(цена ниже суммы необходимых для производства и реализации товара);

Создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам

Навязывание контрагенту невыгодных условий договора

Экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договора

Изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены

Не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, на который имеется спрос

Нарушение установленного порядка ценообразования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: