Главные идеи философии Будды

Философия древней Индии и Китая.

1.Философия Древней Индии 2.Философия Древнего Китая

1вопрос.

Основой многих философских систем Древней Индии явилась ведическая литература и связанная с ним древняя религия брахманизм (по имени Верховного Бога - Брахма). Веды считаются в Индии священным писанием или откровением, которые записали древние мудрецы. Тексты Вед представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, песен и заклинаний, философские комментарии (Упанишады). Многие философские проблемы затрагивались в поэмах Древней Индии - эпосах Махабхарата и Рамаяна. Например, впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Философские школы Индии делятся на две группы: Ортодоксальные, признающие авторитет Вед - это веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.

Неортодоксальные, не признающие авторитет Вед, это - чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

В VI-V вв. до н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение буддизм. Основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама, получивший духовный титул «Будда» - Просветленный (560-483 гг. до н.э.). Его прозвали Шакьямуни (отшельник из рода Шакьев), сын царя, живший в достатке, но осознавший непостоянство жизни, наполненность ее страданиями, отказавшийся от дворцовой роскоши, ставший отшельником. Спустя много лет, скитаясь, он достигает Озарения и раскрывает причину человеческих страданий, а также другие тайны человеческого бытия. До конца своих дней Гаутама проповедует дхарму - учение о преодолении земных страданий и достижении нирваны. Свое учение он излагал в устной форме - в беседах, притчах, наставлениях, которые позже были записаны его учениками и составили «Трипитаку» («Три корзины учения») - собрание буддийских канонов.

Четыре «благородные истины»

1. Истина страдания: рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание.

2. Истина причины: основная причина страданий - это наши желания: нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого.

3. Истина освобождения: чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. Как только мы избавляемся от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется.

4. Истина пути: чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды:

1.Правильные взгляды - знание о четырех благородных истинах и буддийского учения в целом. 2.Правильная решимость - твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением. 3.Правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров. 4.Правильное поведение - отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний. 5. Правильный образ жизни - обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода.

6.Правильные усилия - постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими.

7.Правильное направление мысли - постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело - преходящи: мое тело - еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах. 8. Правильное сосредоточение -

- наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением; - осознание радости и покоя; - совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения; - избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояния совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения.

Теория причинности (нет поступков и деяний в жизни, которые не имеют последствий, потому что все в мире взаимосвязано и имеет свою причину). Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного - все изменяется, это значит, что нет гарантии благополучия, избавления от страданий; человек сам - причина этих страданий). «Срединный путь» (Будда призывал к умеренности во всем, и избегать крайностей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: