Образцы поведения, реализующие социальные ценности

Методы воспитания и обучения

О методах тогдашнего воспитания свидетельствует следующее.

На предыдущих лекциях говорилось, что древнегреческие мальчики, прошедшие первичную «отбраковку», оставлялись в семье до семи лет, после чего начиналось всецело контролируемое государством обучение.

Всякое обучение сопровождается «...констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (цитированный выше Закон РФ об образовании). Такая «констатация (экзамен) предусматривалась и в Древнем мире.

Так, например, достигшие 15 лет спартанские мальчики на ежегодном празднике Артемиды должны были выдержать несколько жестких экзаменов. Один из них заключался в показательном сражении, в котором разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением боевого оружия. На виду у эфоров и всех выдающихся граждан государства спартанские дети демонстрировали свою способность добывать победу любой ценой. Случалось, что некоторые из них погибали или на всю жизнь оставались калеками во время таких сражений; но тех, кто сумел выдержать это жестокое испытание, ждал еще более страшный экзамен — сечение у алтаря богини Артемиды.

Павсаний, упоминая о нем, пишет: «…было сообщено божье слово — орошать жертвенник человеческой кровью. Прежде приносили в жертву того, на которого указывал жребий, но Ликург заменил это бичеванием эфебов, и алтарь стал таким образом орошаться человеческой кровью».[302] Каждый испытуемый обязан был выдержать его без единого стона; обнаружить слабость означало навлечь не только на себя, но и на всю семью общественное презрение. В своих исторических свидетельствах Лукиан (ок. 120 — ок. 190), древнегреческий писатель, так говорит об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели».[303]

На все времена осталась память о юном спартанце, который украл лисенка и спрятал его под плащом. (Кстати, кража среди спартиатов не считалась чем-то зазорным, напротив, умение воровать приветствовалось общиной, ибо свидетельствовало о находчивости человека.) По дороге домой он встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время обезумевший зверек зубами вспарывал ему живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.[304]

Другой пример дает нам государственная мифология Рима. Гай Муций Сцевола, легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он — лишь первый из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал ее там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир.

1.4. Нормативная цель государственной системы образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: