ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ. АНТИЧНОСТЬ
Европейская система образования начинает складываться в VI—V вв. до н.э. При этом с самого начала она формируется как совершенно уникальный институт.
Рассмотрим некоторые из ее особенностей.
1.1. Ценности, нормы, формируемые институтом образования
Часто эти ценности сводят к любви к знаниям, интеллектуальной дисциплине, и т.п. но (при безусловной правильности подобных утверждений) это не совсем так. Общество в лице государства стремится сделать из индивида исправный винтик единой отлаженной социальной машины. Иными словами, «заточенного» под его идеологию функционера, которому, с одной стороны, предстоит обеспечить стабильность общественного уклада, и, с другой, — достижение каких-то стратегических целей долговременной государственной политики. Поэтому, кроме носителей накопленной культуры, т.е. кроме ее творцов, хранителей, преподавателей, семьи, главенствующим субъектом образования выступает некий абстрактный (не поддающийся персонификации) политический ее интерпретатор. Иными словами, государство.
Ключевые ценности общины с самого начала европейской государственности формировались так, чтобы обеспечить ей условия развития, когда никто за периметром границ уже не сможет ни бросить ей, ни принять её вызов. В конечном счете, речь идет о достижении мировой гегемонии. Именно этого будут добиваться европейские державы на всем протяжении своей истории.
Уже Рим воспринимает себя не обычным городом, каких и без того много на земле, но избранным самими богами в качестве своего земного жилища. Мысль о создании такого города вынашивалась небожителями давно, и, несмотря на то, что в мире было много других — сильных и знаменитых — городов, они предпочли создать новый и поселиться в нем всем вместе, чтобы оттуда сообща заботиться о благе всего мира. Словом, главенствовать над миром Риму было начертано уже с самого начала.
Именно поэтому Тит Ливий говорит о его истории как об хронике подвигов народа, первенствующегона всей земле.[294]
Создам ли я нечто, стоящее труда, если опишу деяния народа римского от первых начал Города, того твердо не знаю <...> Но <...> я найду радость в том, что и я, в меру своих сил, постарался увековечить подвиги первенствующего на земле народа <...> Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начала городов; а если какому-нибудь народу позволительно освящать свое происхождение и возводить его к богам, то военная слава народа римского такова, что, назови он самого Марса своим предком и отцом своего родоначальника, племена людские и это снесут с тем же покорством, с каким сносят власть Рима.
В сущности, об этом же в оде к цезарю Августу, написанной в 27 г. до н. э, говорил Гораций.






