Психологическая теория
Теория завоевания
Концепция общественного договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо)
Патриархальная теория
Теократическая концепция
Концепции происхождения государства
Св. Августин о государстве
Ленин о государстве
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы». <…>
Государство есть «особая сила для подавления». <…> А из него вытекает, что «особая сила для подавления» пролетариата буржуазией, миллионов трудящихся горстками богачей должна смениться «особой силой для подавления» буржуазии пролетариатом (диктатура пролетариата). [316]
Отсюда понятна идейная традиция, существо которой состоит в том, что государство должно рано или поздно отмереть. В XIX в. такое течение мысли становится господствующим. Предельно завершенная антигосударственная позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к безгосударственному строю.
|
|
Но эта традиция начинается не с Маркса и уж тем более не с русских революционеров-анархистов.
...земной град должен быть преодолен ради града божьего, царства небесного, в котором «пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая».
Науке известны различные концепции возникновения государства:
Cвязывает возникновение государства с божьим установлением.
Предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в общности и государства.
Выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.
Российская история знает примеры подобных соглашений между населением древнерусских городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. При нарушении соглашения и в случае недовольства населения княжеским правлением князь отстранялся от власти.
Объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими.
Видит корни государства в идее, рожденной человеческим гением.
Занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность — взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом.
По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела общества на классы. Но государство отомрет с исчезновением классов.
Однако история и современность не дают оптимистических оснований надеяться на отмирание государства, и суждение об отмирании государства в бесклассовом обществе можно считать лишь гипотезой.