Унитарные и федеративные государства

Парламентская республика

Президентская республика

Республика

Монархия

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

5.1. Основание классификации

Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют типологизировать, классифицировать разные виды государств.

Типология государств может осуществляться по различным основаниям.

В марксизме главным критерием типологизации выступает социально-экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются следующие типы государств:

— рабовладельческие;

— феодальные;

— буржуазные (капиталистические);

— социалистические;

— социалистической ориентации;

— капиталистической ориентации.

В средствах массовой информации, в коммунистической научной литературе бывшие социалистические страны Восточной Европы называли странами народной демократии.

Социальная природа государства выражается и в социальных слоях, на которые оно опирается, и которые обеспечивают ему поддержку. Так, во многих латиноамериканских государствах президент опирается на военных и гражданскую бюрократию, что дает основание говорить о военно-технократическом, военно-бюрократическом государстве.

Устоявшейся классификацией государств является их типологизации по способу организации высшей власти. Выделяются монархии и республики.

Монархии бывают:

Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.

Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них – декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.

В реальности конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Республики — государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.

Президентская

Парламентская

Характерные признаки:

— президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет министров и контролирует его деятельность;

— законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;

— президент и правительство избираются внепарламентским методом;

— у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;

— парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.

Для парламентской республики характерно:

— единая система выборов;

— победившие партии формируют высший законодательный орган;

— парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;

— правительство несет ответственность перед парламентом;

— парламент может избирать президента.

Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.

По национально-территориальной организации государства делятся на унитарные и федеративные.

В унитарном государстве:

— единая конституция и гражданство;

— единая система высших государственных органов, права и суда, все это действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.

Федеративное государство характеризуется:

— наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, кантон, республика и др.);

— эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление.

Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:

— исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики;

— отсутствие права сецессии (от лат. «сецессио» - отделение, уход);

— федеральное правительство использует власть без прямого одобрения государств — членов федерации;

— отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов;

— союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации;

— наличие двухпалатного высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации;

— разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.

Помимо вышеперечисленных типов государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).

5.5. Другие основания классификации

Кроме того, по типу политического режима государства бывают:

— демократическими,

— тоталитарными, авторитарными.

Первые характеризуются как правовые, социальные, вторые — как военно-полицейские.

Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.

Правовому государству присущи следующие признаки:

— верховенство закона во всех сферах жизни;

— разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

— эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;

— разделение государственных и негосударственных политических институтов;

— взаимная ответственность государства и личности.

Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.

Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия — армии, полиции, служб безопасности.

Кроме того, государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. Так, на латино-американском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: