Античность. Советское государство

ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВА

Советское государство

Особое место в типологии государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач.

Были разрушены формировавшиеся веками государственные органы. Буквально с нуля началось складываться новое законодательство. Граждане, принадлежавшие ранее к привилегированным слоям, были объявлены вне демократии.

Вместе с тем советское государство изначально создавалось как социальное: здравоохранение и образование финансировались государством и были бесплатны для граждан. Однако отсутствие негосударственных социальных систем, монопольное положение государства в социальной сфере негативно отразилось на его развитии.

Видимо, можно сказать, что России еще предстоит стать и правовым, и социальным государством.

Таким образом, наряду с политикой и властью государство является субъектом общественной жизни и объектом изучения политологической науки. Государственный аппарат, как институт политической власти, имеет много типов, но функционирует на основе общих законов и закономерностей.

Этап характеризуется следующим:

— сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);

— чередуются республиканские и монархические формы правления;

— существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);

— экономическая деятельность представляет собой удел несвободных.

Особенность античного государства (Греция) заключается в том, что оно формируется на ограниченных территориях, не располагающих большими ресурсами для прокормления больших людских масс. Поэтому с прехождением предела численности народонаселения начинают развиваться формы государственного ее регулирования:

— ограничение рождаемости,

— отбраковка младенцев,

— убийство стариков.

Так, на острове Хиос существовал закон, повелевавший отравлять цикутой всех стариков свыше 60 лет, чтобы остальные не испытывали недостатка в пище.

В Спарте долгое время существовал обычай умерщвлять детей,[317] физические свойства которых не соответствовали предначертаниям законодателя (выражение Аристотеля);[318]

В Риме о лишении жизни младенцев, не отвечающих сложившимся стандартам, говорится в римских Законах XII таблиц;[319]

Есть основания полагать, что этот печальный обычай существовал и во многих других, если не в большинстве античных городов. Заметим, кстати, что эта норма ничем не противоречила ни состоянию права, ни нравственным заветам того времени, о чем свидетельствует то обстоятельство, что Аристотель закладывает ее в философские и правовые основания идеально устроенного государства: «пусть будет закон: ни одного калеку выращивать не следует».[320]

Там, где предвидится рождение ребенка сверх установленного числа детей, обязательным требованием является аборт, о чем говорит все тот же Аристотель.[321]

Весьма распространенным явлением остается подкидывание детей (особенно девочек),[322] причиной чему в первую очередь оставались материальные соображения. Следы древнего обычая класть младенца в глиняный сосуд, (корзину из тростника и т.п.) и бросать на произвол судьбы мы находим и в Священном писании (жизнеописание Моисея),[323] и в сохраненных Геродотом легендах о персидском царе Кире.[324]

Греки со страхом думают о своей старости, и поэт едва ли шокирует сложившиеся представления, рисуя ее в весьма отталкивающем обличье:[325]

Одетый в рубище; зловонный тлен

Лохмотьев ветхих старческое тело

Его бесчестит; на главе слепца

Свободный ветер развевает космы

Нечесанных волос; а там, в суме

Несет он пищи нищенской остатки.

Все это вынуждает общину по достижении критической численности отселять часть молодежи за море, где они образуют колонии.

Именно в результате колонизации земель в VIII—VII вв. до н. э. и сложилось то, что мы называем греческим миром. В него входили прибрежные области Малой Азии, побережье Черного моря, Северо-Восточная Африка, юг Апеннинского полуострова и Сицилия.

Даже само представление о едином греческом мире, родоначальнике новой цивилизации, возникает именно на этой волне колонизации. Ведь даже Гомер, говоря о греках, еще не дает им обобщающего имени; впервые это важное обстоятельство подмечает Фукидид:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: