ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВА
Советское государство
Особое место в типологии государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач.
Были разрушены формировавшиеся веками государственные органы. Буквально с нуля началось складываться новое законодательство. Граждане, принадлежавшие ранее к привилегированным слоям, были объявлены вне демократии.
Вместе с тем советское государство изначально создавалось как социальное: здравоохранение и образование финансировались государством и были бесплатны для граждан. Однако отсутствие негосударственных социальных систем, монопольное положение государства в социальной сфере негативно отразилось на его развитии.
Видимо, можно сказать, что России еще предстоит стать и правовым, и социальным государством.
|
|
Таким образом, наряду с политикой и властью государство является субъектом общественной жизни и объектом изучения политологической науки. Государственный аппарат, как институт политической власти, имеет много типов, но функционирует на основе общих законов и закономерностей.
Этап характеризуется следующим:
— сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);
— чередуются республиканские и монархические формы правления;
— существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);
— экономическая деятельность представляет собой удел несвободных.
Особенность античного государства (Греция) заключается в том, что оно формируется на ограниченных территориях, не располагающих большими ресурсами для прокормления больших людских масс. Поэтому с прехождением предела численности народонаселения начинают развиваться формы государственного ее регулирования:
— ограничение рождаемости,
— отбраковка младенцев,
— убийство стариков.
Так, на острове Хиос существовал закон, повелевавший отравлять цикутой всех стариков свыше 60 лет, чтобы остальные не испытывали недостатка в пище.
В Спарте долгое время существовал обычай умерщвлять детей,[317] физические свойства которых не соответствовали предначертаниям законодателя (выражение Аристотеля);[318]
В Риме о лишении жизни младенцев, не отвечающих сложившимся стандартам, говорится в римских Законах XII таблиц;[319]
Есть основания полагать, что этот печальный обычай существовал и во многих других, если не в большинстве античных городов. Заметим, кстати, что эта норма ничем не противоречила ни состоянию права, ни нравственным заветам того времени, о чем свидетельствует то обстоятельство, что Аристотель закладывает ее в философские и правовые основания идеально устроенного государства: «пусть будет закон: ни одного калеку выращивать не следует».[320]
|
|
Там, где предвидится рождение ребенка сверх установленного числа детей, обязательным требованием является аборт, о чем говорит все тот же Аристотель.[321]
Весьма распространенным явлением остается подкидывание детей (особенно девочек),[322] причиной чему в первую очередь оставались материальные соображения. Следы древнего обычая класть младенца в глиняный сосуд, (корзину из тростника и т.п.) и бросать на произвол судьбы мы находим и в Священном писании (жизнеописание Моисея),[323] и в сохраненных Геродотом легендах о персидском царе Кире.[324]
Греки со страхом думают о своей старости, и поэт едва ли шокирует сложившиеся представления, рисуя ее в весьма отталкивающем обличье:[325]
Одетый в рубище; зловонный тлен
Лохмотьев ветхих старческое тело
Его бесчестит; на главе слепца
Свободный ветер развевает космы
Нечесанных волос; а там, в суме
Несет он пищи нищенской остатки.
Все это вынуждает общину по достижении критической численности отселять часть молодежи за море, где они образуют колонии.
Именно в результате колонизации земель в VIII—VII вв. до н. э. и сложилось то, что мы называем греческим миром. В него входили прибрежные области Малой Азии, побережье Черного моря, Северо-Восточная Африка, юг Апеннинского полуострова и Сицилия.
Даже само представление о едином греческом мире, родоначальнике новой цивилизации, возникает именно на этой волне колонизации. Ведь даже Гомер, говоря о греках, еще не дает им обобщающего имени; впервые это важное обстоятельство подмечает Фукидид: