Внешняя политика Ирана после Исламской революции 1979 г

План лекции (1 час)

В 1979-2010 ГГ.

ГЛАВА 5. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Цель лекции: рассмотреть основные направления внешней политики Исламской Республики Иран в 1979-2010 гг.

Ключевые слова: исламская революция, династия Пехлеви, шииты, сунниты, аятолла, антиамериканизм, ядерная программа.

1. Внешняя политика Ирана после Исламской революции 1979 г.

2. Позиция Исламской Республики Иран в отношении освободительных движений.

3. Иран и страны Персидского залива.

4. Пограничные проблемы Ирана.

С падением режима Пехлеви и победой Исламской революции реакционная внешняя политика Ирана уступила место независимой политике «Ни Восток, ни Запад». После Исламской революции США официально признали новое правительство Ирана. Однако из-за того, что до революции Иран был для нее важнейшим плацдармом в регионе, реализация независимой политики Тегерана имела неприятные последствия для США. С выходом Ирана из договора СЕНТО в марте 1979 г., а затем и Пакистана вышеуказанная организация фактически распалась.

До того периода СССР был скован крепкой цепью, сплетенной из таких стран, как Иран, Пакистан и Турция. Однако после свержения шаха регион оказался под опасностью влияния СССР. Иран, начиная с этого времени, с точки зрения США представлял угрозу странам региона. Иначе говоря, стратегическая устойчивость региона ощутимо потеряла равновесие.

Закрытие американских подслушивающих станций, направленных против СССР, свидетельствует о стремлении Ирана избавиться от зависимости от США. Кроме того, также были аннулированы договор о предоставлении иммунитета американским военным и некоторые военные договоры.

В целом с победой революции Иран во внешней политике перестал склоняться к Западу. Ниже вкратце даны существенно отличающиеся от предыдущей политики свойства внешней политики Исламской Республики Иран:

1. Подтверждение сохранения независимости страны и отрицание зависимости от мировых держав;

2. Защита прав всех мусульман и бескорыстная поддержка угнетенных народов во всем мире;

3. Принцип экспорта революции;

4. Поддержка борьбы народа Палестины.

Эти принципы включены во многие разделы Конституции ИРИ. В Конституции Ирана больше всего акцентировано отрицание зависимости в различных сферах жизни - экономической, культурной, политической и военной. Поэтому Конституция Ирана запретила использовать все методы, которые бы привели к влиянию могущественных стран на иранские интересы и ресурсы. Например, на основе ст. 153 Конституции запрещается заключать любой договор, который привел бы к установлению иностранного господства над природными и экономическими ресурсами, культурой, армией и другими сферами жизни государства.

Кроме того, внешняя политика исламского Ирана, согласно ст. 156, основана на отрицании всякого господства над Ираном либо со стороны Ирана, непринятии на себя обязательств перед гегемонистскими державами и на мирных взаимоотношениях с государствами, не имеющими враждебных намерений в отношении Ирана. На основе ст. 154 ИРИ, воздерживаясь от всякого рода вмешательства во внутренние дела других стран, поддерживает справедливую борьбу угнетенных против угнетателей во всем мире.

Теория об «экспорте революции» еще один источник внешней политики ИРИ. В этой связи имам Хомейни говорил: «Мы должны поддерживать всех угнетенных мира. Мы должны приложить все свои усилия для экспорта принципов нашей революции на весь мир и отбросить мысль о том, что не будем экспортировать нашу революцию, так как Ислам не ставит различия между мусульманскими странами и защищает всех угнетенных мира».

Конечно, разъясняя политику «экспорта революции», он подчеркивает, что экспорт революции не означает покорение стран, а ставит перед собой цель довести до сведения всех людей на земле правду о революции Ирана и ознакомить с ее принципами.

Теория защиты освободительных движений и обеспечения независимости и свободы всех народов проявилась в прямой поддержке ИРИ борьбы народа Палестины, и это было большим изменением во внешней политике Ирана после революции. Незамедлительно после победы революции лидер Организации освобождения Палестины (ООП) был первым высокопоставленным лицом, посетившим Иран. Вскоре после этой встречи на месте бывшего представительства Израиля расположилось представительство ООП.

С победой Исламской революции внешняя политика Ирана подверглась фундаментальным изменениям. Конечно, политика Временного правительства направлялась на сохранение дипломатических отношений с США. В этом направлении состоялись многочисленные дипломатические встречи, такие как встреча Бжезинского, советника Картера по национальной безопасности, с премьер-министром Базарганом и министром иностранных дел доктором Йазди. Не желая возврата господства Америки в Иране, радикальные силы заявили свой протест по этому поводу.

Из-за покровительства шаху и вмешательства этой страны во внутренние дела Ирана антиамериканские настроения достигли своей кульминационной точки в захвате американского посольства в Тегеране иранскими студентами 4 ноября 1979 г. В результате этого события Временное правительство, которое было против захвата посольства Америки, ушло в отставку. Имам Хомейни, в свою очередь выступая перед взволнованным народом, одобрил захват американского посольства. После этого началась новая эпоха во внешней политике Ирана. До сего времени всего лишь предпринимались меры для разрыва оков зависимости от Америки. Однако захват американского посольства стал показателем наступательной политики Ирана против Америки, и после этого борьба с Америкой вышла на первый план во внешней политике Ирана.

Американское правительство в ответ на эту реакцию, наряду с замораживанием иранских авуаров в американских банках (около 10 млрд дол.) и арестом недвижимого имущества Ирана в США (от 2-х до 4-х млрд. дол.), также наложило эмбарго на экономику Ирана и настойчиво просило своих европейских союзников о наложении схожих экономических запретов. С другой стороны, США обратились с просьбой о привлечении Ирана к судебной ответственности в высшие международные инстанции, такие как Международный суд и Совет Безопасности, а в ООН поставила вопрос о наложении экономических санкций на эту страну.

Картер всерьез приступил к рассмотрению планов проведения военных акций против Ирана. Широкие военные операции, сопровождаемые бомбардировкой нефтяных объектов и минированием иранских портов, а также захват южной части Ирана готовились Пентагоном. Однако из-за вероятного непосредственного вмешательства СССР и возможных волнений мусульман региона американцы отказались от плана. К тому же всякое прямое военное вмешательство США могло привести к смерти американских заложников. Поэтому начали проводиться ограниченные военные меры, такие как военная операция по освобождению американских заложников (операция Табас). Но и на этот раз планам американцев не суждено было сбыться.

Поражение американцев, несмотря на все предпринятые меры с целью освободить заложников в Тегеране, нанесло сокрушительный удар по авторитету Картера. Существуют доказательства, которые показывают, что правительство Картера со своими недальновидными взглядами, основанными на грубом нажиме и угрозах для освобождения американских заложников, возможно, побудило правительство Ирака напасть на Иран.

Режим Саддама Хусейна, который находился внутри своей страны в противостоянии с исламскими движениями и народом, поддерживавшим иранскую революцию, на основе информации, полученной от США и других политических лиц, находившихся в бегах из-за устроенных ими политических беспорядков и диверсионных актов внутри страны, счел сложившуюся обстановку благоприятной для агрессии.

Военное вторжение иракских войск на территорию Ирана 22 сентября 1980 г. ослабило положение последнего, сделав его уязвимым перед США в отношении проблемы американских заложников. Вслед за захватом обширной территории Ирана осенью 1980 г. прекратился экспорт нефти. Видимо, в связи со сложившейся тяжелой ситуацией иранское правительство было вынуждено пойти на уступки Америке и принять решение по проблеме заложников. В результате с участием правительства Алжира в качестве представителя Ирана в США между Ираном и Америкой прошли переговоры, где было принято решение об освобождении американских заложников 19 января 1981 г. в обмен на обязательство США по возвращению Ирану его замороженных авуаров.

Во время ирано-иракской войны США, подстрекая Иран к нападению на Ирак и оказывая безвозмездную помощь Ираку, показали себя основным врагом Исламской революции. Однако внешняя политика Ирана в это время была направлена не только против Америки, но и сосредоточена на другой державе - СССР. Идеологические противоречия между двумя странами и вторжение СССР в Афганистан, а также оказание им военной помощи Ираку вынудили иранское правительство относиться с опаской к своему северному соседу. В общем в отношениях двух государств в течение этого времени была неясность. Но с распадом СССР и образованием независимых государств грозовые тучи в отношениях Ирана и России рассеялись.

Что касается отношений Ирана с остальными государствами региона, то ИРИ с учетом исламских ценностей всегда выступала за развитие и расширение связей с ними.

1988 г. в политике Ирана произошли большие изменения, приведшие к нормализации внешней политики в рамках национальных интересов. В период 1988-1997 гг. мы становимся свидетелями развития отношений Ирана с другими странами региона. Это является показателем того, что те, кто принимал решения по внешней политике Ирана, столкнувшись с реальностью, пришли к выводу, что другие государства также должны оцениваться в качестве представителей национальных и общественных интересов своего народа, и поэтому необходимо обеспечить стабильность и развитие связей с ними, не принимая во внимание особенностей их политического устройства. Начиная с этого времени Министерство иностранных дел Ирана в целях обеспечения региональной безопасности направило все усилия на повышение уровня экономических и политических отношений с другими странами.

На изменение внешней политики Ирана повлияли различные внутренние и внешние факторы. С одной стороны, с началом президентства господина Хашими Рафсанджани правительство составило планы восстановления страны после войны. С учетом требований первой пятилетней программы развития (1989-1993 гг.) было необходимо, чтобы отношения Ирана с другими государствами, в особенности с соседними странами, получили широкое развитие. С другой стороны, изменение ситуации вокруг Ирана, как-то: распад СССР и вторая война в Персидском заливе, - можно отнести к внешним факторам.

После перемирия с Ираком в 1988 г. Иран предпринял дипломатические усилия для улучшения отношений с арабскими странами Персидского залива. Через год после кровавого хаджжа 1987 г. политические отношения Ирана и Аравии были приостановлены. В 1981 г. в результате переговоров МИДов двух стран в Нью-Йорке вновь возобновились ирано-саудовские отношения, которые до сего времени поддерживаются на хорошем уровне. Заслуживают внимания также отношения Ирана с Кувейтом, которые значительно улучшились после поездки доктора Вилайати в эту страну в июне 1990 г. Вторжение иракских войск на территорию Кувейта вызвало негативную реакцию иранского правительства. Эти обстоятельства помогли поднять уровень отношений Ирана и Совета сотрудничества стран Персидского залива на одну ступень выше.

Нормализация отношений со странами южного побережья Персидского залива привела к тому, что Иран в 1991 г. заявил о своем желании войти в Совет сотрудничества стран Персидского залива. Как бы сложное сплетение исторических, геополитических, идеологических и культурных факторов ни препятствовало сотрудничеству в области безопасности между Ираном и странами-членами Совета сотрудничества стран Персидского залива, экономическое сотрудничество в различных сферах (таких как воздушный и морской транспорт, сельское хозяйство, средства массовой информации, таможня, рыбный промысел и проекты промышленного сотрудничества) получило широкое развитие.

В действительности распад СССР создал для Ирана новые потенциальные возможности. С учетом нацеленности правительства господина Хашими Рафсанджани на восстановление страны, с одной стороны, и многочисленных экономических потребностей после обретения независимости странами Центральной Азии и Кавказа - с другой, каждая из сторон почувствовала необходимость в экономическом сотрудничестве. Политические деятели Ирана считают, что, Иран, который расположен между Центральной Азией, Кавказом и Персидским заливом, служит мостом между севером и югом. Это подтверждается прокладкой дорожных сетей, железной дороги, нефте- и газопроводов между Персидским заливом и Прикаспийско-центральноазиатским регионом через Иран.

Иран внес предложение о строительстве нефтепроводных и газопроводных сетей для экспорта каспийской нефти Центральной Азии в Персидский залив. Проекты, предложенные некоторыми экспертами Министерства иностранных дел Ирана, основаны на создании нефтепроводов, которые свяжут Персидский залив и приблизительно 54% мировых запасов газа, принадлежащих Ирану и России. Эти огромные ресурсы удовлетворят потребности Европы и Азии в газе в XXI в. Предлагаемые Ираном сети будут соединять Каспийский регион - Центральную Азию с одной стороны с Европой, а с другой - с Индийским полуостровом и Дальним Востоком. На основе договора, подписанного в 1995 г. с Индией, эта страна будет соединена с ресурсами природного газа Ирана и Центральной Азии при помощи трубопроводной линии протяженностью 2000 километров. Другой договор, заключенный в 1994 г. с Туркменистаном, предоставил ему возможность переправлять свой газ через Иран в Турцию и Европу.

Иран также развивал воздушные и наземные коммуникации со странами Центральной Азии. Железная дорога Машхад-Сарахс-Теджен, которая была открыта в 1996 г., соединила железнодорожные линии Азии и Центральной Азии через Иран с Персидским заливом и Европой. Иран в качестве моста поддерживает связи между этими странами, и это представляет огромную важность.

Кроме двустороннего сотрудничества, Исламская Республика Иран посредством Организации экономического сотрудничества (ОЭС) установила всесторонние связи с северными соседями. Во время заседаний, которые проходили в Тегеране 16-17 февраля 1992 г., Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан стали членами этой организации. На заседаниях стороны пришли к соглашению о развитии совместной деятельности по расширению торговых границ, созданию банка регионального развития (с первым взносом в 300 млн. дол.), о сотрудничестве в области сельского хозяйства, об обучении специалистов и обмене студентами. С другой стороны, 17 февраля 1992 г. Иран проявил новую инициативу - по созданию группы стран Совета Прикаспийского региона. С целью создания совместного торгового региона Иран вместе с Российской Федерацией, Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном сформировал региональное сотрудничество, главная цель которого - развитие отношений между этими государствами. Развитие регионального сотрудничества является одной из ярких особенностей сегодняшней внешней политики Ирана.

Развивая двустороннее и многостороннее экономическое сотрудничество, Иран преследовал одну из важных задач - укрепление региональной безопасности. В действительности, распад СССР не только предоставил новые возможности, но и вместе с тем создал новые угрозы. Отсутствие стабильности в некоторых странах Центральной Азии и региональные конфликты могут отрицательно повлиять на национальную безопасность Ирана. Поэтому Иран был намерен ограничить факторы напряженности. Эти меры включают в себя его активное посредничество в региональных конфликтах. Иран сыграл активную роль в устранении кризиса в Таджикистане и добился успеха в решении карабахской проблемы между Азербайджаном и Арменией.

Расширяя сотрудничество с членами Совета сотрудничества стран Персидского залива, со странами Центральной Азии и Кавказом, а также посредством эффективной деятельности в региональных организациях (Организация экономического сотрудничества, Организация исламской конференции) Иран смог повысить свою международную популярность. Отсутствие международной поддержки американского эмбарго в рамках политики «двойного сдерживания» говорит о том, что усилия Ирана не были напрасными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: