Лекция 7-8. 04.10.2012
Конфликт эмпирического и феноменологического методов анализа психики в норме и патологии.
Клиническая психология: методологические аспекты.
Психиатрический диагноз: за и против.
Право на помощь страдающему человеку, возможность описания и систематизация проблем, возможность общения между специалистами, возможность проведения исследований причин, возможность разработки специализированных методов помощи, возможность и стимуляция активной позиции пациента и его ближайшего окружения путём сообщения факторов заболевания, которые зависят от них.
Возможность манипуляции диагнозом и нарушения прав человека, риск «натурализации» и биологизации психических расстройств, уподобления их обычным соматическим заболеваниям, вместо бригадной работы и междисциплинарного диалога доминирование узко медицинской направленности, риск доминирования тенденциозных узко ориентированных исследований, освобождение больного и его ближайшего окружения от личной ответственности, стимуляция экстернальной позиции.
Решение проблемы злоупотребления лежит за пределами науки. Гарантом соблюдения прав и интересов людей, в том числе страдающих от психического неблагополучия, является не наука, а правовое общество.
Юридический контроль за соблюдением прав психических больных сейчас усилен. Основная цель психиатрического диагноза — право на получение помощи, а не ограничение в соц. правах, как это имело место во многих исторических ситуациях. Проводятся независимые экспертизы психического состояния и другие меры.
Тема 2, методичка по клинике норма и патология.
Выделим общие методологические принципы, позволяющие сравнивать различные подходы.
Моделирующее направление — модель реальности, отражающая её существенные стороны.
1. Какие представления вообще существуют в развитии? А именно, что является источником развития.
2. Движущая сила развития.
3. Структура и динамические характеристики. Как вообще функционирует психика по мнению данного направления.
4. Представления о здоровье личности, что является психической патологией. Некие законы, основные постулаты, система наблюдения.
5. Правила и процедуры, с помощью которых мы можем получать факты, как-то их интерпретировать. Техника (особенности) накопления фактов патологического.
Будем говорить о психоаналитическом направлении с точки зрения клинической психологии.
Исторический аспект появления психоаналитического знания, почему оно стало разнородным. Симпозиум в США по поводу направлений психоанализа.
1. классические представления Фрейда
2. неофрейдизм (ближайшие ученики Фрейда: Адлер, Юнг, Фромм, Хорни)
3. постклассический психоанализ. Ряд школ, которые не отказывались от представлений Фрейда существенно. Эгопсихология (психология Я) А. Фрейд, Хартман; теория объектных отношений М. Кляйн, М. Малер, Отто Кернберг; психология самости Хайнца Когута. Локановский психоанализ: Локан (франц. психоаналитик). «Назад к Фрейду». Локан попытался осмыслить идеи Фрейда по-новому.
По мере накопления различных фактов, роста психоаналитического опыта возникает проблема, что в какой-то момент существующая теория не может объяснить всё, что есть, не может понять, как работать с каким-то явлением, например, негативным нарцессизмом. Вводится т.н. предметная добавка, модифицируется существующая теория, введение новых постулатов или отказ от старых, которые позволяют интерпретировать новые факты.
Раньше психоанализ полагал, что невозможно помочь людям с шизофренией. Сейчас психоанализ имеет возможность работать и помогать психотическим пациентам.
Доминирует в:
1. Европе — классические представления о психоанализе.
2. США — постклассический анализ.
В конце 19-го века было много девушек, которые получили диагноз «истерия». Было много разных симптомов, но ведущим был истерический моносимптом. Парезы, параличи: рука немела, хотя физиологически всё в порядке. Истерические припадки граничат по внешнему виду с абсолютным безумием. «Безумие матки». Им предлагались солевые ванны, лёгкие электрические токи.
Люди начали задумываться о том, что заболевания могут быть связаны с чем-то, что касается психического. Этому способствовали опыты гипноза.
У Фрейда (невропатолог) была большая семья. Очень пытливый ум, внимательность к деталям. Открыл частный кабинет и стал пытаться лечить женщин с истерией теми традиционными способами, которые на тот момент существовали. Читал на разных языках. Хотел научиться, понять, как ещё лучше можно работать по системе гипноза.
Истерические симптомы могут иметь психологическое происхождение. Фрейд это понял, когда присутствовал на экспериментах одного гипнотизёра, который внушал здоровой женщине истерические симптомы.
Затем поехал к гипнотизёру Бернгейму. Случай с зонтиком. Испытуемый начинал придумывать оторванные от реальности объяснения, он не знал, зачем он это сделал.
Фрейд понял, что в нашей психике есть какие-то мотивы, которые побуждают наши действия, но мы ничего не знаем об этих мотивах. Но они определяют наши поведения.
Ёзоф Брейер, гипнотизёр. Научился использовать гипноз в своей технике лечения гипноза. Пациентка Анна О…? Он применяет к ней гипноз, говорит: «Вам сейчас нужно пытаться вспомнить, когда у вас появился тот или иной симптом». Оказывается, что когда пациент доходит до момента появления симптома, он проходит. «Лечение разговором». С этого момента берёт начало разговорная терапия. «Прочистка труб».
Фрейд начинает пытаться использовать гипноз со своими пациентками, больными истерией. Легенда: в какой-то момент оказывается, что Анна О дико влюбилась в своего врача. «Ложные роды», перенос. Фрейд гипнотизирует так, что он слегка дотрагивается ладонью до лба пациентки. Сейчас говорят следующую фразу: постарайтесь говорить всё, что приходит вам в голову.
Пациентка говорит: да что вы мне предлагаете говорить, дайте мне самой выговориться. Фрейд начинает слушать. Так возникает психоанализ. Есть такое заблуждение, что фрейдовский психоанализ пансексуален. Фрейд предавал большое значение психосексуальности в лечении гипнозом, т.к. пациенты сами говорили об этом. Женщины говорили, что их соблазнял в детстве отец. Когда они это проговаривали, они излечивались от своих симптомов. → Травматическая теория возникновения неврозов.
Стадии психосексуального развития. Большую роль в развитии ребёнка играет его фантазия, универсальность фантазии (Эдипов комплекс, комплекс Электры). Развитие психосексуальной энергии.
Фрейд далее отказывается от своей т.з. (от теории).
Индивидуальная психология Адлера и аналитическая психология Юнга (юнгианский аналитик) затем отошли от психосексуальности. Это исходило из их личной практики и интересов, которые они имели.
Адлер был врачом-офтальмологом. Как психоаналитик он наблюдал особенности детей и взрослых, у которых более или менее явные физические недостатки. Заметил такую вещь, что возможно, столкнувшись в раннем детстве с неполноценностью или любой другой особенностью, ребёнок усваивает отношения родителей к нему. Из-за этого может возникнуть чувство неполноценности.
Юнг. Идея соотношения экстравертированных и интравертированных черт личности человека. Архетип — тень, коллективное бессознательное, филогенетически наследуемый опыт; универсальные психические структуры, которые есть изначально у каждого человека.
Саливан — психиатр, основатель течения интерперсональной (социальной) психоанализа. Человек может быть представлен через множество его отношений с другими людьми (причём с младенческого возраста).
Фромм: большое значение имеет культура. Невозможность человека соответствовать нормам общества также ведёт к конфликту и психической патологии.
Постклассический психоанализ. Психология Я (А. Фрейд): защитные механизмы личности. Эгопсихология: как справиться с реальностью, развивать чувство собственного Я, т.е. какие есть регулирующие механизмы. Конфликт между Я и реальностью. Способы адаптации Я к требованиям реальности. Как адаптируется Эго к реальному миру. Укрепление защит зрелых, ослабление защит незрелых (примитивных).
Важность оценки самых ранних отношений, в которые ребёнок вступает с матерью и с ближайшим социальном окружении. Как у ребёнка развивается чувство себя.
Роль возникновения факторов в психической патологии.
Малер: влияет качество отношения матери и младенца. У младенца складывается образ «внутренней мамы».
Кляйн: Характер и качество внутреннего материнского объекта — реальные отношения + внутренние психические процессы ребёнка.
Откуда вообще берётся бессознательное? Я должен был отдать долг знакомому, но в тот момент у меня с ним возник конфликт. Когда я пошёл к банкомату, я понял, что я не помню пин-код. Потом я взял деньги в другом месте, пошёл к знакомому. Я подошёл к подъезду и понял, что пин-код, который я набирал — код в его подъезде, который я не помнил никогда. А пин-код карточки я так и не вспомнил, пришлось новую заводить. «Психопатологии обыденной жизни»: очитки, описки, ошибки, сновидения.
Психика с т.з. Фрейда устроена сначала по первой модели психического (структура психики). Топографическая модель: бессознательное — что-то за стеной, за которую нельзя проникнуть, но в то же время она проницаема, предсознательное — что-то в памяти, что легко вспомнить, сознательное.
В бессознательном существуют какие-то вытесненные представления (основной механизм — вытеснение).
У девушки возникает паралич ноги (она не может думать о молодом человеке, когда сидит у постели больного отца). Симптомы истерии очень символичны. Но есть и врождённые аспекты, которые находятся в бессознательном.
Традиция психодинамическая, т.к. между инстанциями психического существуют и действуют определённые силы: со стороны сознания вытесняющая сила, со стороны бессознательного что-то пытается прорваться в сознательное, но на уровне предсознания встречает отпор, т.е. сложные динамические силы.
Фрейд пытается выяснить причины депрессии. Ему уже мало представлений первой топографической модели. →Вторая модель.
Есть Я, Оно, Сверх-Я. Есть силы, которые защищают Я, но сознательными не являются, т.е. действуют со стороны бессознательной части Я, признаны адаптировать Я к реальности.
Кляйн увидела, как много врождённых деструктивных инстинктов у ребёнка.
Юнг: представления об индивидуальном и коллективном бессознательными. Психика — сложная структура отношений между этими бессознательными. Они обобщают аффективные реакции всего человечества.
Салливан предполагал, что с рождения у ребёнка начинают складываться персонификации (концепции) себя и другого. Они связаны одна с другой определёнными объектами. Есть хорошая мама, а есть хорошая память, позволяющая запомнить это. Суть заключается в том, что постепенно происходит интеграция неких персонификаций в целостную систему, отсюда появляется образ-Я, ощущения себя. Персонификации репрезентируют множество различных отношений себя и других. Персонификация появляется в процессе общения.
Хорни. Конфликт между соц. стандартом успешности и вечными ценностями. Реальное, идеальное Я.
Теория объектных отношений. У ребёнка складываются объектные репрезентации другого, они как когнитивные образы другого характеризуются константностью (на сколько устойчив этот образ), степень интегрированности (на сколько образ целостен), дифференцированности, степень надёжности образа. Большое значение имеет опыт отношений с другими людьми, он формирует структуру психики, чувство Я, собственную цельность. Кляйн, Малер. Значимые другие, прежде всего, репрезентации отца, матери, себя самого. Они могут быть врождёнными.
Представления о микродинамике (какие процессы существуют в психике).
Защитные механизмы личности, которые служат адаптацией Я к аспектам внешней и внутренней реальностей. Эти механизмы действуют неосознанно, призваны уменьшить долю фрустрирующих реакций с целью защитить Я. Бывают первичные (примитивные) и зрелые (высшие) защитные механизмы. «Психоаналитическая диагностика» Ненси Мак-Вильямс.
Примитивные защиты действуют грубым тотальным образом. Отрицание. Развита у пациентов с маниакальной стадией. Человек безумно счастлив, не чувствует горя, разочарования. Всемогущий контроль младенца. Маленький ребёнок воспринимает мир полностью зависят от его желания (эгоцентризм).
Зрелые защиты: вытеснение, сублимация, рационализация.
Копинг-стратегия — сознательный способ защитить себя от фрустрации.
Необходимость поддержания определённого уровня самоуважения (здорового нарциссизма).
Адлер, Хорни. Различные компенсаторные стратегии психики, смягчающие конфликт. Стремление к гиперкомпенсации.