Современная методология науки и её основные принципы.
Чем глубже мы проникаем в изучение психических процессов, тем больше мы узнаем о богатстве их содержания и об их запутанности… (З. Фрейд)
Принципы построения зрелой науки (Петровский, Ярошевский):
· принцип системности. Системный взгляд на психику, представления о структурно-динамических особенностях
· принцип детерминизма. Наука перестаёт быть наукой, если она ничего не может сказать о причинах/факторах явления.
· принцип развития. Любая психическая система развивается. «Когнитивная психотерапия в поисках теории развития»
Концептуальная схема предмета изучения (по Н.Г. Алексееву)
1. моделирующее представление — это модель реальности, которая «схватывает», отражает какие-то её существенные стороны. Попытка найти область представления, которая охватит самое главное.
2. основные теоретико-методологические принципы — второе звено схемы, представляющее собой отрефлексированные основные положения концепции. Принцип бихевиоризма — объективность, мы можем видеть лишь поведение, поэтому сознания нет.
|
|
3. оперативные или исследовательские правила и процедуры представляют собой получения новых знаний о предмете изучения
Принципиально сломал схему бихевиоризма Толмен: S-V-R.
Психодинамическая (из практики, Фрейд: как лечить этих людей?), когнитивно-бихевиоральная (Уотсон, научная психология, как изучать психику?), экзистенциально-гуманистическая традиции (из философии, Хайдегер, как понимать человека?). Они рождались из разных источников (см. в скобках).
Школы, которые создали модели нормы и патологии, которые можно считать каким-то новым шагом.
Таблица. Психодинамическая традиция
Классический психоанализ | Индивидуальная психология | Аналитическая психология | Социальный психоанализ[1] | Психология Я | Теория объектных отношений | Психология самости | |
Имена | Фрейд, Абрахам | Адлер | Юнг | Фромм, Хорни, Г. Салливен | А.Фрейд, Эриксон, Х. Картман | М. Кляйн, М. Малер, Винникот, М. Баленд | Х. Кохут |
Что происхо-дило | Физические недостатки и болезни | Бессимптомные неврозы второй половины жизни | Тревожный невроз, депрессия | Депривация развития в детском возрасте | Расстройства личности | ||
Движущие силы развития | Потребности, либидо, влечения | Врождённая потребность в кооперации | Потребность в самореализации | Потребность в самореализации, безопасности | Потребность в привязанности | Потребность в привязанности | Потребность в самоуважении, в ощущении ценности |
Конфликт | Принцип удовольствия и принцип реальности | Самоутверждение и кооперация | Самореализация/ требования социализации | Внешний конфликт → внутренний конфликт | Потребность в привязанности/ потребность в автономии | Потребность в привязанности/ потребность в автономии | Потребность в привязанности/ потребность в автономии |
Психология Я: либидо ищет объект, оно направленно на установление отношений.
|
|
Поведение близких людей определяет разрешение конфликта (постклассический психоанализ).