Лекция 9-10. 11.10.2012

Современная методология науки и её основные принципы.

Чем глубже мы проникаем в изучение психических процессов, тем больше мы узнаем о богатстве их содержания и об их запутанности… (З. Фрейд)

Принципы построения зрелой науки (Петровский, Ярошевский):

· принцип системности. Системный взгляд на психику, представления о структурно-динамических особенностях

· принцип детерминизма. Наука перестаёт быть наукой, если она ничего не может сказать о причинах/факторах явления.

· принцип развития. Любая психическая система развивается. «Когнитивная психотерапия в поисках теории развития»

Концептуальная схема предмета изучения (по Н.Г. Алексееву)

1. моделирующее представление — это модель реальности, которая «схватывает», отражает какие-то её существенные стороны. Попытка найти область представления, которая охватит самое главное.

2. основные теоретико-методологические принципы — второе звено схемы, представляющее собой отрефлексированные основные положения концепции. Принцип бихевиоризма — объективность, мы можем видеть лишь поведение, поэтому сознания нет.

3. оперативные или исследовательские правила и процедуры представляют собой получения новых знаний о предмете изучения

Принципиально сломал схему бихевиоризма Толмен: S-V-R.

Психодинамическая (из практики, Фрейд: как лечить этих людей?), когнитивно-бихевиоральная (Уотсон, научная психология, как изучать психику?), экзистенциально-гуманистическая традиции (из философии, Хайдегер, как понимать человека?). Они рождались из разных источников (см. в скобках).

Школы, которые создали модели нормы и патологии, которые можно считать каким-то новым шагом.


Таблица. Психодинамическая традиция

  Классический психоанализ Индивидуальная психология Аналитическая психология Социальный психоанализ[1] Психология Я Теория объектных отношений Психология самости
Имена Фрейд, Абрахам Адлер Юнг Фромм, Хорни, Г. Салливен А.Фрейд, Эриксон, Х. Картман М. Кляйн, М. Малер, Винникот, М. Баленд Х. Кохут
Что происхо-дило   Физические недостатки и болезни Бессимптомные неврозы второй половины жизни Тревожный невроз, депрессия Депривация развития в детском возрасте   Расстройства личности
Движущие силы развития Потребности, либидо, влечения Врождённая потребность в кооперации Потребность в самореализации Потребность в самореализации, безопасности Потребность в привязанности Потребность в привязанности Потребность в самоуважении, в ощущении ценности
Конфликт Принцип удовольствия и принцип реальности Самоутверждение и кооперация Самореализация/ требования социализации Внешний конфликт → внутренний конфликт Потребность в привязанности/ потребность в автономии Потребность в привязанности/ потребность в автономии Потребность в привязанности/ потребность в автономии

Психология Я: либидо ищет объект, оно направленно на установление отношений.

Поведение близких людей определяет разрешение конфликта (постклассический психоанализ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: