Семинар 5. 23.10.2012

Чтение отрывков из книги (учебника) про КБТ.

Случай маленького Ганса — в психоанализе.

Маленький Альберт, формирование фобических реакций (эксперимент Дж. Уотсона). «Вялый и тупой» — вопрос этики. Он всю жизнь прожил в госпитале. Созвучно: госпитализм, недостаток эмоционального контакта, сопровождающийся умственной и физической отсталостью.

Постоянно находился под надзором экспериментатора. Выраженные этические нарушения, т.к. и в психоанализе, и в бихевиоризме тогда ещё многого не знали. Не было представления о внутренних психических процессах, в бихевиоризме человек рассматривался лишь с т.з. стимульно-реактивных связей.

Альберт стал бояться белой крысы, затем страх распространился на все белые пушистые предметы.

Эксперименты с другим ребёнком, маленьким Питером. Он изначально боялся белого кролика. Кролика вносили во время приёмов пищи, всё ближе и ближе. Механизм угашения фобической реакции — механизм реактивного торможения.

Методы последовательной десенсибилизации, метод жетонов (что-то важное, чтобы преодолеть страх и совершить действие).

Психическая патология с т.з. радикального бихевиоризма. Формирование неправильных реакций на какой-либо стимул.

Генерализация стимулов — распространение страха с одного предмета страха на более широкий круг предметов.

Соотнесение положительного и отрицательного подкрепления.

Патология появляется не всегда, это зависит от психики ребёнка, появление промежуточных переменных.

Силегмен. Теория выученной беспомощности. Животные подвергались эл. току, 2 серии. Менее обучаемы, чем другие животные. Выученная беспомощность — следствие ситуации, когда никакие действия не приводят к результату.

Поведение избегания, попытки разрешить ситуацию. Поведение избегания сводится на «нет», если ничего не помогает для выхода из неблагополучной ситуации. Рефлекторная дуга. Мотивация избегания.

Возникновение депрессивных расстройств у человека. Длительная фрустрирующая ситуация.

Это не только поведенческий акт, результат негативного обучения, а совокупность причин стрессового состояния. Вопрос отношения восприятия человека, особенность восприятия ситуации как фрустрирующей.

Навязчивое повторение — человек снова и снова попадает в травмирующую ситуацию.

Доллард и Миллер, модель психопатологии. Первичные (врождённые) и вторичные (приобретённые) драйвы (внутренние возбуждения, или стимулы). Существуют внутренние побуждения организма (физиологические). Т.е. бихевиоризм — внешние стимулы, здесь — внутренние стимулы (боль, голод, сексуальные влечения). Вторичные драйвы являются производными от первичных драйвов. Первичный драйв — физиологический, а вторичный — психический. Тревога как драйв направлена на стимулирования поведения избегания, редукции или ещё чего-то.

Поэтому невротический конфликт может возникнуть из-за конфликта драйвов: один и тот же стимул может вызывать разнонаправленные драйвы. Невротический симптом вызван стремлением облегчить тревогу и сделать меньше давление конфликта.

Возбуждение → тревога о том, что этого нельзя допустить, удовольствие от сексуального акта. Конфликт этих стимулов (вторичных драйвов), они возникают противоположные реакции. Формируется невротический симптом. Женщина остаётся дома, боится открытых пространств, она не встречает других мужчин. Т.е. оба этих стимула находятся внутри неё. Первичный драйв — желание удовольствия, вторичный драйв — избегание этого удовольствия.

Когнитивно-бихевиоральная терапия Бекка. Существенное влияние на эмоц. состояние человека подсознательных когнитивных процессов, возникающих в форме произвольной внутренней речи, свёрнутая речь (человеку не обязательно проговаривать все слова для себя, предсознательная речь) и образы. В предсознательной речи могут возникать ошибки, ошибки относительно своей оценки. Автоматические мысли, подобны ассоциациям Фрейда. Они действуют неосознанно. Этот метод — тоже зонд в подсознание. Автоматические мысли:

· застойный преверсирующий (продолжающийся во времени навязчивым образом) характер, сопровождающийся сильным аффектом. Т.е. навязчивые свёрнутые мысли. У матери поляризованное мышление, интериоризируется ребёнком, у которого появляются свёрнутые мысли.

Этот автоматизм может приводить к депрессии, т.к. постоянно крутится в голове.

Негативное селектирование — выборочное восприятие негативных аспектов ситуации при игнорировании положительных. Для этого нужна КБТ, чтобы он мог увидеть свои свёрнутые мысли, их постоянство и навязчивость, что он теряет, отправляясь за этими мыслями.

Персонализация — отнесение на свой счёт негативных моментов без достаточных на то оснований.

Эти автоматизмы постоянно находятся в голове, постоянно создают эмоциональное состояние.

КБТ оказывается очень действенным методом при работе с эмоциональными расстройствами.

Контрольная работа про психоанализ и про КБТ. Достаточно что-нибудь написать по теме. 4 вопроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: