Развитие в психоанализе.
Психика содержится в инстанции Оно. Психика предстаёт в виде структурных содержаний. Решение конфликта: удачное, неудачное. Если удачное разрешение, мы имеем зрелую психику, которая способна хорошо контролировать импульсы, решать конфликты и т.д. Т.е. процесс психического развития — процесс созревания психических структур.
Зрелость Оно: на сколько оно осознанно, подконтрольно. Т.е. как у Выготского, произвольность, осознанность, интегрированность.
Фрейд: психическое здоровье — способность к любви (способность установления здоровых объектных отношений с другими людьми, иметь позитивные конструктивные взаимосвязи) и работе. Психическая патология — недостаточная зрелость структур.
Сбалансирование удовлетворение потребностей — гарант нормального развития.
Созревание структур. Функции Я — защитные механизмы. Зрелые и незрелые защитные механизмы.
На что направить усилия, чтобы делать психику более зрелым?
В психоанализе произошла конкретизация того, как понимать психическую зрелость. От моделирующего представления о структурно-динамических характеристиках психики (созревание) к механизмам, способам изучения, формирование психики (формируются системы навыков, схем поведения).
|
|
Движущая сила в потребности реализации потенциала. Трансценденция связана со способом самореализации, выход в мир, чтобы реализовать в нём себя, выход за пределы себя.
В бихевиоризме движущая сила лежит вовне, это среда.
Развитие в бихевиоризме — накопление навыков, формирование систем навыков.
Психическая патология как отсутствие навыков, необходимых для адаптации либо неправильные схемы поведения (навыки).
ЭА | ЛТ | КТ | КлассичП | ИндП | АналитичП | СоциальнП | ПсихолЯ | Теория объектных отношений | ПСамости | Когнитивно-бихевиоральная традиция | |||||||
Фрейд | Адлер | Юнг | Фромм, Хорни, Г. Салливен | А.Фрейд, Эриксон, Х. Картман | М. Кляйн, М. Малер, Винникот, М. Баленд | Х. Кохут | РБ | МБ | ИП | КК | |||||||
Структура | 3 инстанции | Образ Я | Множественные инстанции. Матрицы. Анима, анимус. Архетипы. | Персонификация. Реальное, идеально Я. | Репрезентация себя и других. | Объектные репрезентации | Объектные репрезентации (модель структур). + Модель инстанций. | ||||||||||
Микродинамика | Защитные механизмы | Защита. Стратегия компенсации. | Идентификация себя с т.з. себя/общества, непрерывное решение конфликтов. | Стремление к другим, от других, против. | Система психологических защит | Примитивные и зрелые защитные механизмы | |||||||||||
Макродинамика | 5 стадий психосексуального развития | Жизненный план. Психоразвитие как самопроектирование | Первая и вторая половина жизни | Идея развития интерперсональных отношений. Стадии Эриксона. Идеи потребности удовлетворения себя и других. Каждая новая стадия даёт возможность компенсации предыдущих нехваток. | М. Малер 3 стадии: первичный аутизм, сепарации, индивидуации | ||||||||||||
Персонификация — образы себя и других людей. Как только человек рождается на свет, он начинает строить представления о себе и других. Они могут быть позитивными (положительные персонификации) и негативными (отрицательные персонификации). Первоначально негативные и позитивные образы расщеплены: образ плохой и хорошей матери (мать фрустрирующая, ограничивающая и мать дающая), я плохой и я хороший.
|
|
Эти персонификации должны интегрироваться в образ Я и образ другой. По Салливену существует не-Я персонификация, это некий отщеплённый опыт, который вытесняется в бессознательное. Он может в ситуациях сильного стресса они могут вторгаться в сознание и порождать галлюцинации. Структура психики — когнитивная структура себя.
Т.о. фокус внимания перемещается на инстанцию Я.
Объектная репрезентация — образ чего-то в мире, людей. Главная репрезентация — мать. Мелани Кляйн рассматривала мать подробно, рассматривала её части, «хорошая грудь», «плохая грудь».
Психология самости. Главное — загрузить инстанцию энергией, образами. Незагруженное образами либидо изначально уязвимо для психических патологий, недозагрузка грозит незрелостью психики. У ребёнка есть потребности и эмоции, из которых вырастают зачатки самости (активное начало, состоящее из потребностей и чувств). Эти чувства должны быть матерью поняты и отзеркалены. Она должна помочь сформировать образ Я, не искажая его. Не обязательно тут же удовлетворять потребности, но их надо подтверждать, чтобы ребёнок ощущал свою инстанцию, знал о неё и осознавал её. «Ты не хочешь конфетку, ты хочешь котлетку», — манипулирование чувствами и потребностями ребёнка, эта коммуникация разрушительно для инстанции Я.