Лекция 11-12. 25. 10. 2012 недозагрузка грозит незрелостью психики

Развитие в психоанализе.

Психика содержится в инстанции Оно. Психика предстаёт в виде структурных содержаний. Решение конфликта: удачное, неудачное. Если удачное разрешение, мы имеем зрелую психику, которая способна хорошо контролировать импульсы, решать конфликты и т.д. Т.е. процесс психического развития — процесс созревания психических структур.

Зрелость Оно: на сколько оно осознанно, подконтрольно. Т.е. как у Выготского, произвольность, осознанность, интегрированность.

Фрейд: психическое здоровье — способность к любви (способность установления здоровых объектных отношений с другими людьми, иметь позитивные конструктивные взаимосвязи) и работе. Психическая патология — недостаточная зрелость структур.

Сбалансирование удовлетворение потребностей — гарант нормального развития.

Созревание структур. Функции Я — защитные механизмы. Зрелые и незрелые защитные механизмы.

На что направить усилия, чтобы делать психику более зрелым?

В психоанализе произошла конкретизация того, как понимать психическую зрелость. От моделирующего представления о структурно-динамических характеристиках психики (созревание) к механизмам, способам изучения, формирование психики (формируются системы навыков, схем поведения).

Движущая сила в потребности реализации потенциала. Трансценденция связана со способом самореализации, выход в мир, чтобы реализовать в нём себя, выход за пределы себя.

В бихевиоризме движущая сила лежит вовне, это среда.

Развитие в бихевиоризме — накопление навыков, формирование систем навыков.

Психическая патология как отсутствие навыков, необходимых для адаптации либо неправильные схемы поведения (навыки).


  ЭА ЛТ КТ КлассичП ИндП АналитичП СоциальнП ПсихолЯ Теория объектных отношений ПСамости Когнитивно-бихевиоральная традиция
        Фрейд Адлер Юнг Фромм, Хорни, Г. Салливен А.Фрейд, Эриксон, Х. Картман М. Кляйн, М. Малер, Винникот, М. Баленд Х. Кохут РБ МБ ИП КК
Структура       3 инстанции Образ Я Множественные инстанции. Матрицы. Анима, анимус. Архетипы. Персонификация. Реальное, идеально Я. Репрезентация себя и других. Объектные репрезентации Объектные репрезентации (модель структур). + Модель инстанций.              
Микродинамика       Защитные механизмы Защита. Стратегия компенсации. Идентификация себя с т.з. себя/общества, непрерывное решение конфликтов. Стремление к другим, от других, против. Система психологических защит Примитивные и зрелые защитные механизмы              
Макродинамика       5 стадий психосексуального развития Жизненный план. Психоразвитие как самопроектирование Первая и вторая половина жизни Идея развития интерперсональных отношений. Стадии Эриксона. Идеи потребности удовлетворения себя и других. Каждая новая стадия даёт возможность компенсации предыдущих нехваток. М. Малер 3 стадии: первичный аутизм, сепарации, индивидуации                
                                   

Персонификация — образы себя и других людей. Как только человек рождается на свет, он начинает строить представления о себе и других. Они могут быть позитивными (положительные персонификации) и негативными (отрицательные персонификации). Первоначально негативные и позитивные образы расщеплены: образ плохой и хорошей матери (мать фрустрирующая, ограничивающая и мать дающая), я плохой и я хороший.

Эти персонификации должны интегрироваться в образ Я и образ другой. По Салливену существует не-Я персонификация, это некий отщеплённый опыт, который вытесняется в бессознательное. Он может в ситуациях сильного стресса они могут вторгаться в сознание и порождать галлюцинации. Структура психики — когнитивная структура себя.

Т.о. фокус внимания перемещается на инстанцию Я.


Объектная репрезентация — образ чего-то в мире, людей. Главная репрезентация — мать. Мелани Кляйн рассматривала мать подробно, рассматривала её части, «хорошая грудь», «плохая грудь».

Психология самости. Главное — загрузить инстанцию энергией, образами. Незагруженное образами либидо изначально уязвимо для психических патологий, недозагрузка грозит незрелостью психики. У ребёнка есть потребности и эмоции, из которых вырастают зачатки самости (активное начало, состоящее из потребностей и чувств). Эти чувства должны быть матерью поняты и отзеркалены. Она должна помочь сформировать образ Я, не искажая его. Не обязательно тут же удовлетворять потребности, но их надо подтверждать, чтобы ребёнок ощущал свою инстанцию, знал о неё и осознавал её. «Ты не хочешь конфетку, ты хочешь котлетку», — манипулирование чувствами и потребностями ребёнка, эта коммуникация разрушительно для инстанции Я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: