Лекция 13-14. 01.11.2012 Когнитивная психология

Семинар 6. 26.10.2012

Когнитивно-бихевиоральная традиция

Возникла как попытка создать научную психологию. Не последнюю роль здесь сыграли идеи советской психологии («Объективная психология» Бехтерева, учение Павлова).

Уотсон протестовал против того, что психику нельзя измерить, увидеть. Тогда господствовал метод самонаблюдения, интроспекция. Самонаблюдение искажает деятельность.

Активно развивалась техника, появлялись всё новые приборы. Формой рефлексии науки стал позитивизм: подлинно научные данные — это данные, которые могут быть получены независимыми исследователями, наблюдаемые, объективно регистрируемые, одни и те же в идентичных ситуациях. Цель — объективная истина, истинное знание о мире.

На то же самое уповали бихевиористы. Идеи, что зоопсихология может стать базовой наукой.

  Радикальный бихевиоризм Методологический бихевиоризм Промежуточные переменные (внутреннее поведение) Иноформац. подход Когнит. конструктивизм  
  Классический бихевиоризм Необихевиоризм Когнитивная психология  
Фамилии Дж. Уотсон, Дж. Вольпе, Ганс Айзенк Скиннер Берес Э.Толмен Халл Бандура Альберт Эллис Арон Бек
Движущая сила развития Среда Потребность в адаптации к среде
Механизм Классическое научение — образование новых рефлекторных связей Оперантное научение. Когнитивная карта. Когнитивное научение Инструментальное научение Социальное научение Переработка информации. Когнитивная схема
  Сочетательные рефлексы (сочетание условного и безусловного раздражителя, одновременное их предъявление) Подкрепление после нужного поведения          

Уотсон обещал, что его психология поможет перестроить общество.

В это время мир пережил Первую Мировую войну. Но США она задела не сильно.

Кибернетика, компьютер породили идеи возникновения когнитивной психологии.

Экспериментальная биология. Крысы, которые научаются находить выход из лабиринта. Берётся беременная крыса.

Термины бихевиоризма частично — калька с химии и физики.

Экзистенциалисты: методы исследования психики человека, которые предлагали психоанализ и бихевиоризм, неадекватны самой сути познания психики. Т.е. школы враждуют между собой.

Когнитивная психология. Интегративные процессы.

Плоть от плоти порождения бихевиоризма. Миллер, Найсер — отцы когнитивной психологии, были сначала бихевиористами. Возникновение кибернетики породило новые моделирующие представления о психике. В необихевиоризме появился «чёрный ящик», но не удалось вынести за скобки промежуточные переменные.

Возникает потребность изучать промежуточные переменные. У Халла — биологические потребности (первичные и вторичные драйвы). У Толмена — когнитивные карты. И т.д. Не хватало представления вообще о психических процессах. Тогда возникает метафора компьютера: есть некие программы, по которым идёт переработка информации, есть некие навыки этой переработки.

Возникают концепции переработки информации.

Теория атрибуции. Человек как бы строит некие представления относительно причинных связей. Например, с чем связан мой неуспех? Мы атрибутируем это враждебным силам, неудачным обстоятельствам (экстернальная атрибуция) / не доучил, я ни на что не способен (интернальная атрибуция).

Движущие силы развития: потребности в адаптации к среде.

Механизмы переработки информации.

Когнитивная схема (по Пиаже) — представления о качественно разной организации интеллекта. В основе разных уровней (стадий) развития интеллекта лежат разные сложности когнитивной схемы.

Бек, ученик К. Хорни, много занимался депрессиями, привлекает понятие когнитивной схемы для своей концепции психической патологии. Его начинают критиковать (это понятие было решено не употреблять).

Понятие когнитивной схемы Бек дополняет понятием о когнитивных искажениях — ошибки мышления, которые совершаются в механизмах переработки информации. У кого неадекватные реакции, имеются специфические схемы переработки информации.

Негативное селектирование. Человек, перерабатывая информацию, акцентирует своё внимание на негативных частях.

Персонализация. Человек воспринимает всё время происходящие события, непосредственно направлены на него и все в душе над ним смеются.

Негативное мышление: негативные мысли о себе, о мире и о будущем. Это триада депрессии.

Бек пришёл к выводу, что просто менять процесс мышления, недостаточно, т.к. под этим лежат негативные когнитивные схемы — система убеждений, представлений о мире, о себе, о других людях (жизненная философия человека). Надо менять их. Он предложил рассматривать эту философию через выход на систему убеждений.

Челленж разрабатывал технологии выхода на систему убеждений человека.

Т.е. снова возникла психическая структура, система: она может быть мобильной или жёсткой. Это была революция в психологии.

Зрелые когнитивные схемы обладают балансом процессов ассимиляции и аккомодации, они готовы быть подвержены изменению. А схемы, свойственные психической патологии, мало коррегируемы, часто связаны с травмируемой психикой, с неблагоприятными условиями. Т.е. отказ как от принципа объективности, так и от принципа ситуативного детерминизма (всё, что происходит в психике человека детерминировано той средой, которая его окружает). Это мост между бихевиоризмом и психоанализом.

Модели психической патологии:

1. Теория классического научения Уотсона — трёхфазная теория тревожного расстройства Ганса Айзенка. Тревожное расстройство проходит три фазы. Например, панические атаки — вегетативные приступы тревоги. У человека возникает очень сильный страх, что он может умереть в этот момент, сойти с ума. Тогда он начинает отказываться от тех помещений, где ему не смогут оказать помощь. Т.е. происходит генерализация стимула. Эта теория основана на генерализации стимула и оперантном научении. Поведение избегания: сначала большое напряжение, а потом: «А, плевать, не буду!» — спад напряжение, поведение избегания получает подкрепление. Т.е. это бихевиоральная теория тревожных расстройств. Поэтому и лечение на основе бихевиорального подхода (метод десенситизации — привыкание к неприятному стимулу).

2. Мартин Селлигмен создал модель депрессии на основе оперантного научения. Несколько групп собак: две основные, одна контрольная. В первом ящике било током, но он был совмещён со вторым, где не били током. Во вторых двух ящиках везде били током. Выученная беспомощность. Но всегда были собаки, которые продолжали что-то делать, т.е. уязвимость развития депрессивных состояний у собак была разной. Эксперименты с людьми: М. Селлигмен не учёл в своей концепции атрибуцию. Если человек был уверен, что попытки что-то сделать не связаны с возможным решением задачи, он перестал его решать. Но если человек считал, что решение задачи есть и зависит от поиска, он продолжал решать задачу. Т.е. наше сознание может противостоять самым негативным, деструктивным влияниям. Реформированная модель выученной беспомощности.

3. Рихард Лазарус. Концепция психологического стресса. Автор теория стресса Ганс Селье (биологический стресс). Лазарус доказал, что уровень влияния на организм психологического стресса может быть не меньше, чем вредное биологическое влияние. Теория стресса как неких негативных влияний, которые могут приводить к психической патологии, стала рассматривать роль процессов переработки информации в уровне дистресса, который переживает человек.

4. Джулиан Роттер. Экстернальный, интернальный локусы контроля.

5. Бандура. Первый постулировал концепцию реципрокного детерминизма (не только среда влияет на человека, но и его восприятие). Постулат непосредственности (принцип сверхдетерминизма): поведение человека прямо определяется внешними стимулами, — Бандура его опровергнул.

Описание моделирующих представлений (блоки):

1. Детерминанты психического развития: источник, движущие силы, механизмы и условия.

2. Структурно-динамические характеристики психики: структура, микродинамика, макродинамика.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: