Лекция 17-18. 15.11.2012 Теория привязанности Джона Боулби (теория объектных отношений)

Семинар. 09.11.2012

Семинар 7. 06.11.2012

Посмотреть фильм «Блеск» про австралийского пианиста (в главной роли Джефри Раш).

Фильм «Пианистка» — может быть.

К пятнице прочитать текст Элены Веаст. Распечатать те моменты текста, которые показались важными, интересными, непонятными.

Случай Джули, описанный Лэнгом.

Смысл. Одиночество. Заброшенность. — Базовые понятия экзистенциальной психологии. Онтологические характеристики, понятия рассматриваются в контексте понимания человеком этих базовых категорий. Как столкновение этих переживаний повлияло на человека. Как человек относится к смерти? Метод феноменологической редукции. Давайте попробуем убрать всё, что на это понятие навешано, эмоциональный подтекст и т.п. Что такое смерть в своей основе? Если мы проанализируем это понятие, мы приблизимся к нему в чистом смысле.

Не является ли термин одиночество первичным, вторичным и т.п.? Что это значит для данного конкретного человека? Если лень очистить от всего наносного, то что означает слово лень в данный момент?

Лекситимия — человек не может выразить словами то, что он переживает; не может отделить одно переживание от другого.

Выделить общие моделирующие представления о структурах психики в новейших школах трёх основных традициях: КогнитивноБихевТ, клиент-центрированной, теория объектных отношений

Детерминизм. Система имеет определённые уровни, на каждом уровне свои факты, они сильно взаимосвязаны.

Теория привязанности Джона Боулби (теория объектных отношений)

Теория, которая рассматривает психическое развитие; возникла под влиянием теории системы. Берталанфи создал теорию открытых живых систем. Кибернетика касалась неживых систем. А все системные подходы (теория игр, теория информации и т.д.) Берталанфи объединил в теорию систем — практическое применение теории систем в какой-то области.

Теория привязанности Боулби — попытка применения системного подхода. Теория объектных отношений, систем, эволюции Дарвина — предпосылки теории.

Сам Боулби был большим энтузиастом исследований в области детского развития и отклонения от него: источники делинквентного поведения и др. Он работал соц. педагогом в школе для делинквентных подростков. Изначально имея широкий взгляд на проблему, смотрел не только на детей, но и ССР, в которой ребёнок находится. Поэтому Боулби считал, что надо обязательно обращать на ситуацию, в которой развивается ребёнок.

Первый источник теории: исследования Рене Спица — феноменология психических нарушений детей, разлучённых с матерью, — нарушения, которые назвал Спитц, анаклетическая депрессия — депрессия, связанная с дефицитом отношений. Депривация развития — отсутствие, лишение каких-то важных условий, не удовлетворение потребностей, напр., в привязанности, приводит к недоразвитию.

Паунделером введёт термин «госпитализм». Война способствовала появлению сирот.

Часто нарушения оказываются необратимыми, т.к. есть сензитивные периоды в развитии.

Условие предотвращения подобных искажений в развитии: семейное жизнеустройство у ребёнка в раннем детстве.

Либидо ищет не удовлетворение, а объект не ради удовлетворения биол. потребностей, а ради эмоциональных отношений, — потребность в привязанности (психоанализ).

Россия занимает первое место в мире по числу детей-сирот.

Второй источник теории: кибернетика. Автоматизированная система с обратной связью. На ранних этапах развития генетически заложены системы регулирующего поведения, которые должны вовремя включиться. Система регуляции поведения привязанности и система регуляции исследовательского поведения. Насколько слажены эти две системы определяет то, насколько ребёнок будет нормально функционировать.

Третий источник: эволюционная теория Дарвина + исследования этологов, построенные на её основе. Эксперименты с детёнышами обезьян. Маленьким обезьянам нужно было общение: давалось две мамы, мягкая и кормящая.

Поведение привязанности: если оно не включается, потребность не удовлетворяется, животные не разворачивают исследовательскую деятельность окружающего мира. Важно ориентироваться, осваивать окружающую среду. Это любопытство свойственно и животным, и детям. Если есть мама, ребёнок начинает исследовать окружающий мир.

Т.о. отсутствие эмоц. привязанности приводит к нарушению общения с людьми. Последствия фатальны.

Оказалось, что люди, которые глубоко осмысливают свой опыт, могут преодолеть эти последствия и способны научиться выстраивать конструктивные отношения с другими людьми (ресурс человека: способность переосмыслить прошлое).

· Источник развития: потребность в привязанности (источник внутри, человек изначально обладает этой потребностью). Депривация этой потребности ведёт к нарушениям в развитии.

· Движущая сила развития: потребность включить, запустить поведение привязанности (начинает формироваться с того, что ребёнок шлёт определённые сигналы матери). То, как мать способна адекватно реагировать на сигналы, определяет, будет ли дальше развиваться, удовлетворяться потребность в привязанности. Ребёнок, у которого потребность в привязанности удовлетворяется, растёт в доверии к миру, познавательный интерес к окружающему. Неудовлетворённость в привязанности: дети виснут на взрослых, называя их мамой или папой. Как компенсировать такую потребность?

· Механизм и условие нормального развития: адекватное удовлетворение потребности в привязанности.

· Здоровая личность: формирование надёжной привязанности.

· Тревожные расстройства связаны с сепарационной тревогой.

Опыт отношений привязанности незаменим, он оказывается очень важным в лечении: если опыт был (стабильной привязанности), лечение может быть намного эффективнее.

· Структура. Главное понятие — понятие рабочей модели (система, регулирующая привязанность). Выстраивается план, система отношений с другими людьми: о себе, других, об отношениях. Строится в раннем детстве и потом регулирует все отношения. Во взрослом состоянии необходима рефлексия построенной структуры, корректировка при необходимости.

· Микродинамика: взаимодействие управления привязанности с исследовательским управлением. Сбалансированное взаимодействие двух систем.

· Макродинамика: 3 этапа в развитии привязанности.

Боулби вместе с Мэри Эйнсворт начинает серию экспериментов по изучению поведения привязанности у детей. Поведение ребёнка в момент сепарации матери (разлучения).

Она создаёт психологию поведения ребёнка. Есть надёжная и ненадёжная привязанность. Ненадёжная: избегающая и амбивалентная.

Надёжная обеспечивается устойчивым и надёжным контактом и пониманием поведения ребёнка.

При длительной разлуке с матерью ситуация разрыва отношения привязанности (описана Джоном Робансом) проходит несколько стадий:

1. ребёнок развил отношения привязанности к няне

2. няня вышла замуж и уехала

3. ребёнок первое время находился в состоянии протеста — фаза протеста

4. фаза отчаянья

5. фаза отстранения. Няня возвратилась, а ребёнок не захотел с ней общаться.

Обида, защита от боли. Формирование поведения привязанности нарушено, нарушена способность устанавливать новые стабильные отношения привязанности. Работа с нарушениями в обратной связи.

Способность привязанности страдает фатально, человек не может устанавливать близкую связь с людьми.

Системная и семейная психотерапия. Возникла в 1950-х гг.

Он первый приветствовал зарождение новых концепций.

Нет индивидуальных болезней: болен не человек, больна семья (система). Не существует психической патологии как индивидуальной проблеме.

Важными источниками такого подхода в психической патологии послужили наблюдения психиатров за динамикой симптомов психического расстройства с яркой спецификой. Например, начинает выздоравливать супруга от панического расстройства, у мужа возникает депрессия. Если бы вовремя была привлечена терапия супружеской диады, возможно, чтобы это не произошло.

Первопроходцы, которые начали говорить о том, что надо лечить не больного, а семью: английские исследователи (входили в состав группы Джорджа Брауна в клинике). Больной чувствует себя лучше, он выписывается домой, начинается ухудшение. Т.е. встреча с семьёй порождает ухудшение. А если выписка на квартиру, где живут другие больные, ухудшения не происходит.

Главные школы семейной психотерапии зародились в США.

Структурная психотерапия Минухина.

Система семейной психотерапии Мюррея Боул.

Хейли

Когнитивно-ориентированная семейная психотерапия.

Каждая школа имеет черты других традиций.

Витекер: когда родители пришли с жалобами на детей. Ну, должен же кто-то в этой семье заботиться о том, чтобы было тепло. Техника размораживаться: поиграть с кубиками, в толпе на лекции сказать: «В листе записаны всего 30 человек».

Школы накапливали свой специфический понятийный аппарат для описания психической патологии и для нормального функционирования семьи.

Итак, семья — это некая система, которая обладает структурно-динамическими характеристиками. Выработанные параметры:

· Структура семейной системы.

Связь — психологическая близость между членами семьи. Здоровая структура: связь характеризуется балансом близости и автономии. Дисфункции баланса: сцепленность (симбиоз) и разобщённость. Инверсия иерархией (балом правят маленькие дети) Недифференцированная семейная Эго-масса (выраженный дефицит автономии).

Иерархия может быть умеренная (родители должны командовать детьми, а не наоборот). У родителей должна быть власть в семье. По мере взросления ребёнка в системе иерархии он должен двигаться в сторону уравнивания. Высокая иерархия: в семье есть тираны. Симптом — патология семейной системы, например, позволяет прикинуться больным и снизить давление на себя.

Границы. Внешние, внутренние (границы между подсистемами). Внешние границы могут быть закрытыми или чрезмерно проницаемы.

Подсистемы. Детская, родительская, прародительская. Если границы подсистемами не работают, может возникнуть коалиция.

· Микродинамика.

Стиль коммуникации. Лидером разработки патологии коммуникации стала группа в клинике Пало Альто во главе с Грегори Бейнцем (известный культуролог).

Патологические коммуникации.

Роль. Продумывание ролевых функций, которые закрепляются за разными членами семьи. Патологические роли (мама делегирует полномочия ребёнку, рассказывает ребёнку о своих переживаниях по поводу мужа). Паттерны взаимодействия в семье.

Метакоммуникация — коммуникация по поводу коммуникации, способность членов семьи обсуждать собственную коммуникацию.

· Макродинамика развития семьи как системы.

Семейная история. Метод генограмм, изучение истории семьи в трёх поколениях. «На супружеском ложе всегда 6 человек», — супруги и их родители. Осмысление семейной истории нередко необходима, чтобы супруги смогли понять источники своих конфликтов.

Семейный сценарий — стереотип, который воспроизводится из поколения в поколение.

Циклы развития семьи — начало вступления в брак (переход к своей семейной системе), появление ребёнка. Часто семья обращается к психологу в момент смена цикла развития (момент рождения ребёнка, т.к. перестройка семьи).

· Идеология семейной системы.

Некое правило, по которой эта система функционирует. В семье правила могут быть осознанные, неосознанные, прямо декларируемые, скрытые, правила относительно правил и т.д.

Здесь очень важны требования ожиданий друг от друга, распределение обязанностей.

Традиции, ритуалы, семейные мифы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: