Потребности человека развиваются – расширяются, специализируются и гуманизируются. На развитие потребностей влияют характер производства, господствующий в данном обществе, способы удовлетворения потребностей, индивидуальный опыт.
Существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Это показал Айрохам Маслоу в своей иерархической теории потребностей. Причем высшие потребности, по мнению этого психолога, не могут проявиться, если более примитивные не были удовлетворены.
Развитие потребностей идет в следующей последовательности: физиологические, в безопасности (физиологической и психологической), в привязанностях (любви, привязанности к группе), в уважении (одобрении, благодарности, признании, компетентности), когнитивные и эстетические (в порядке, справедливости, красоте, симметрии), в самореализации.
1) Стремление избежать боли. Это одна из важнейших естественных (физиологических) потребностей человека.
Боль выполняет функцию сигнала (сообщает о повреждении или угрозе повреждения ткани). Однако мозг способен блокировать сигнал, идущий от поврежденной зоны. Это бывает в случаях: а) когда человек всецело сосредоточен на каком-то деле, б) при сильном стрессе, в) иногда после приема плацебо, г) в состоянии гипноза.
|
|
Боль является также и стимулом поведения человека, создавая мотивационное состояние. Реакция на боль появилась в процессе эволюции относительно поздно и свойственна в основном млекопитающим. Интенсивность этой реакции в большей степени зависит от болевых ощущений, пережитых данным индивидуумом в прошлом и от сформированности реакции избавления от болевых раздражителей.
2) Потребность в уважении, самоуважении. Эта потребность может выражаться по-разному (желание занять достойное место среди других, желание признания окружающих, желание быть независимым и пр.), поскольку связана с событиями, пережитыми в молодости.
В зависимости от того, как относились родители к проявлению самостоятельности у ребенка (поощряли или мешали), человек, став взрослым, либо достаточно уверен в себе, либо сильно зависит от мнения окружающих.
3) Потребность в самореализации. По мнению А. Маслоу, врожденное стремление к развитию присуще каждому человеку, который старается применить свои потенциальные возможности. Эта основополагающая мотивация может проявиться у тех, кто уже достиг определенного уровня самоуважения.
Действительно, если удовлетворены физиологические потребности (есть, пить, спать, и т. п.), потребность в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т. п.), потребность в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежность к группе, в которой с тобой считаются и т. п.), то в поведении человека могут возникнуть новые черты, невозможные прежде.
|
|
Тогда все больше человек начинает прислушиваться к собственным чувствам, вместо того, чтобы систематически подчиняться мнению большинства. У него может возникнуть сильное желание отказаться от рутины. Он будет принимать на себя все большую ответственность, избегая «разыгрывать комедию, чтобы спасти свое лицо». Все это способствует развитию самоуважения, превращению в творческую личность, способную заботиться о других. Так достигается стадия самореализации.
Однако, можно считать, что более 90% людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию.
4) Потребность смысла жизни (высшее проявление когнитивных потребностей человека). Понимание смысла своей жизни – необходимое условие концентрации всех способностей человека, максимального их использования. Если не видишь смысла в своих действиях, то быстро утомляешься, рождается равнодушие, чаще совершаешь ошибки и начинаешь испытывать неудовлетворенность судьбой.
Потребность смысла жизни не всегда бывает отчетливо осознанной, в этом она не отличается от других высших потребностей.
Факторы, влияющие на проявление потребности смысла жизни:
– интропсихизация личности – внешние раздражители перестают непосредственно вызывать реакции человека. При этом усложняется механизм опосредованных процессов (мышления, воображения и др.);
– интроспективность личности – у нее появляется новый объект наблюдения (она сама, ее собственный субъективный мир) – это способность к самоанализу и рефлексии;
– экспансивность, связанная с познавательной потребностью;
– оценка, связанная с познанием – это оценка того, что познается, в зависимости от его смысла.
Интропсихизация и интроспективность личности создают условия для возникновения потребности смысла жизни. Экспансивность и оценка, связанная с познанием непосредственно создают эту потребность.
Фазы развития способов удовлетворения потребности смысла жизни:
1) идентификация с авторитетом, поиск в своем окружении готовых образцов и подражание этим образцам;
2) познание самого себя, сравнение идеала с самим собой, туманные концепции о смысле жизни, скроенные по «космическим» масштабам;
3) постановка конкретного вопроса: «В чем смысл жизни?» Реальный анализ действительности.
Концепцию жизни и собственной роли в мире, которую человек создает себе под влиянием этой потребности, иногда называют философией жизни.
Концепция смысла жизни должна быть приспособлена к возможностям человека и быть не слишком конкретной, чтобы ее можно было реализовать разными способами. Впрочем, слишком общая формулировка тоже опасна, например, «стать кем-то», «стать хорошим человеком», без уточнения, что под этим понимается.
Человечество решает эти проблемы с самого начала своего существования, что нашло отражение в мировых религиях (включающих не только мистическое чувство и жизненные нормативы, но и мировоззренческий компонент) и в философских концепциях.
В психотерапии в настоящее время активно разрабатывается такое ее направление как логотерапия. Лидер этого направления В. Франкл, утверждает, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.