Теории мотивации. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей

Индивидуализация способов удовлетворения потребностей

Люди, удовлетворяя свои потребности в разных условиях и при разном личном опыте, учатся конкретным видам их удовлетворения. Так, капризы и даже отказ ребенка от пищи могут стать одним из способов удовлетворения потребности во внимании.

Способы удовлетворения потребности сами могут стать потребностями. Например, собирание книг, как способ удовлетворения познавательной потребности, может само стать потребностью, перейдя в библиофилию. Аналогичным образом в процессе индивидуализации на основе удовлетворения общих потребностей создаются новые потребности – индивидуальные, перечень которых бесконечно велик.

Факторы, определяющие ход индивидуализации потребностей.

1) Конкретизация способов удовлетворения потребностей. В ходе повседневной практики закрепляется один или несколько способов удовлетворения определенной потребности.

2) Ментализация основывается на способности отражать в сознании содержание потребностей или отдельных ее аспектов. Человек может сознательно искать и оценивать различные удовлетворения потребности, сознательно формулировать мотив своего поведения.

3) Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой течет жизнь личности.

Конкретизация, ментализация, социализация способов удовлетворения потребностей определяют то, что называют индивидуальным стилем жизни.

Человек как субъект своей деятельности может не только свободно формулировать цель, программу своей деятельности, не только сознательно отрабатывать ее исполнительную часть и на основании полученного опыта управляет своим поведением, но также в состоянии контролировать и свои потребности. Такой контроль актуален не только в отношении пищевой, сексуальной потребностей, но и, например, в отношении потребности в общении.

Программа контроля потребности в общем виде включает следующие элементы:

– самопознание;

– контроль образов, соответствующих данной потребности;

– перестройка социальной микросреды (друзья, ритуалы, ситуации);

– упражнение, тренировка (действия, направленные на удовлетворение потребности, могут сами становиться новой потребностью);

– самопоощрение, самонаказание;

– переключение на удовлетворение других потребностей;

– учет биоритмов (периодичности возникновения потребности).

В соответствии с разделением потребностей на естественные и культурные, различают также первичные виды мотивации, или биологические побуждения, и мотивацию, имеющую лишь отдаленное отношение к выживанию.

Теория биологических побуждений. Голод, жажда, потребность в кислороде – первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение, например, в балансе воды автоматически приводит к появлению соответствующей потребности. Возникшее вслед за потребностью побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия. Чем дольше баланс нарушен, тем сильнее активизируется организм. Равновесие восстанавливается после удовлетворения потребности. Вслед за этим исчезают и вызванные этой потребностью побуждения и активация.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Гомеостатическое поведение – это поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызывающей ее потребности.

Теории оптимальной активации. Иногда организм стремится ослабить уровень активации, вызванной появлением какой-либо потребности, но в то же время стремится усилить активацию, когда она слишком слаба.

Согласно теории, разработанной в 50-е годы этого столетия Даффи и Хеббом, организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта теория в значительной мере основана на законе Йоркса-Додсона.

Однако, почему поднимая упавший уровень активности, человек, например, читает книгу, а не смотрит телевизор?

Когнитивные теории мотивации. Постулируется, что человек постоянно активен, чем-то занят и, в большинстве случаев, решает сам, что будет делать. Чтобы сделать выбор, он прибегает к процессу мышления.

Боллес (1974) рассматривает мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Наши поступки могут мотивироваться внутренне (Деси, 1975) и лучших результатов скорее добиваются те, кто осознает, что сам организовал и регулирует свою работу (Фишер, 1978). Внешнее поощрение скорее уменьшает внутреннюю мотивацию (Деси, 1975).

Согласно теории атрибуции (Келли, 1980) человек, анализируя мотивы своих поступков, объясняет их либо влиянием внешних обстоятельств, либо своими личными особенностями, в частности внутренней мотивацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: