double arrow

Структура конфликта. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация, содержащая субъектов возможного конфликта и его объект

В основе конфликта лежит конфликтная ситуация, содержащая субъектов возможного конфликта и его объект.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Элементы конфликта:

1) стороны (участники, субъекты) конфликта;

2) условия протекания конфликта;

3) образы конфликтной ситуации;

4) возможные действия участников конфликта;

5) исход конфликтной ситуации.

3.1. Стороны конфликта

Социально-психологический анализ сторон конфликта показывает, что конфликты могут происходить внутри нас и между нами.

По это­му критерию выделяют внутриличностные, межличностные, между лич­ностью и группой и межгрупповые конфликты.

1. Внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты не полностью соответствуют данно­му ранее определению. Здесь участниками конфликта являются не лю­ди, а различные психологические факторы внутреннего мира личнос­ти. Ставшее классическим описание внутриличностных конфликтов принадлежит немецко-американскому психологу К. Левину. Он харак­теризует конфликт как ситуацию, в которой на человека одновремен­но действуют противоположно направленные силы равной величины. Возможны три типа таких ситуаций:

А. Человек должен выбрать одну из двух привлекательных воз­можностей, или, отталкивать. Сам по себе объект не является ни притягательным, ни отталкивающим. Позитивный или негативный смысл придает ему человек.

Итак, первый тип внутриличностного конфликта – это ситуация Буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена. И все же, как правило, такие конфликты разрешаются наименее болез­ненно. Выбор между двумя приятными альтернативами, в общем, лег­че, чем между неприятными, если речь не идет о вопросах, имеющих глубокое жизненное значение. К. Левин считал, что, когда решение в пользу одной из альтернатив уже принято, привлекательность дру­гой снижается, ослабевает ее валентность.

Б. Второй фундаментальный тип конфликтной ситуации складыва­ется, когда человек оказывается между двумя приблизительно равны­ми по значимости неприятными возможностями (отрицательными ва­лентностями). Показательной является ситуация «наказания» за пло­хо выполненное задание, столь знакомая преподавателям и студен­там. Студент должен выбрать один из двух нежелательных вариантов: отказаться от запланированного отдыха и развлечений или полу­чить «непрестижную» тройку. Это ситуация выбора меньшего из двух зол.

В. Человек сталкивается с объектом, имеющим как отрицатель­ную, так и положительную валентность, как говорится «и хочется и колется». Силы притяжения и отталкивания действуют в одном и том же направлении, исходят от одного объекта. Основой конфликта мо­жет быть, например, то, что привлекательная цель содержит и нега­тивные стороны: высокооплачиваемая, но вредная для здоровья рабо­та и др. Нередки случаи, когда желаемые вознаграждения неизбежно сопровождаются равными издержками: запретное удовольствие и поте­ря самоуважения, «хорошая» выпивка и похмелье и т.п.

Конфликты «притяжения – отталкивания» вызывают наиболее сильные переживания. Некоторые исследователи считают, что это и есть психологический конфликт в полном смысле слова.

Внутриличностные конфликты, связанные с медицинской деятельностью, могут развиваться по любой из описанных схем. Например, так называемый ролевой конфликт, когда различные социальные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования: буду­чи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т.п.), че­ловек должен вечера проводить дома, а положение врача обязыва­ет его брать ночные дежурства.

Развитие личности невозможно без преодоления внутренних про­тиворечий, разрушения психологических конфликтов.

Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают челове­ка более уязвимым. Нередко внутриличностные конфликты вольно или невольно провоцируются другими людьми, особенно при отношениях зависимости и доминировании эгоистических мотивов у участников взаимодействия. К сожалению, анализ медицинских ситуаций дает тому немало примеров.

2. Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конф­ликта. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса одного или разных статусов: преподава­тель – студент, преподаватель – преподаватель и т.д. Многие счи­тают, что основными причинами этих конфликтов являются необосно­ванные притязания или неуживчивый характер участников ситуации. Действительно, встречаются люди, которым из-за особенностей ха­рактеров, различий во взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины.

3. Конфликт между личностью и группой. Как известно, неформаль­ные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное явление, возникает конф­ликт между личностью и группой. Еще один распространенный конф­ликт этого типа – конфликт между студенческой группой и препода­вателем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитар­ном стиле педагогического общения.

4. Межгрупповой конфликт. Учебное заведение, как и любая другая организация, состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между сотрудниками различных под­разделений, кафедр, между неформальными группами внутри подразде­лений, между администрацией и профсоюзом.

Конфликты могут иметь как негативные, так ипозитивные пос­ледствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными).

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодейс­твию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктив­ными). Необходимо еще раз подчеркнуть, что надо не уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные следствия.

Различают также реалистические и нереалистические конфликты.

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением опреде­ленных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преиму­ществ и направлены на достижение конкретного результата – напри­мер, конфликт между студентом и преподавателем из-за экзаменаци­онной оценки.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выра­жение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средс­твом достижения какого-либо реального результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует ос­вобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их го­раздо сложнее урегулировать, придать им конструктивный характер. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в учебном заве­дении – создание благоприятной психологической атмосферы, повыше­ние профессионального мастерства и психологической культуры пре­подавателей, овладение приемами саморегуляции эмоциональных сос­тояний в общении. Если нереалистические конфликты происходят меж­ду студентом и преподавателем, то можно поставить под сомнение профессиональную пригодность последнего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: