Причины трудностей, а также сами трудности, возникающие в общении, весьма различны. Для удобства выделим следующие три основные группы проблем общения, обозначенные по аналогии с тремя уровнями установки, известными в социальной психологии:
– устновки, деструктивно влияющие на процесс общения;
– эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения;
– поведение, осложняющее процесс общения с другими людьми.
1. Установки, затрудняющие процесс общения. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях в целом, и особенно с представителями противоположного пола. Среди упомянутых представлений можно выделить такие, как:
– абсолютизированные идеи социальной справедливости;
– представления о собственном превосходстве;
– завышенные требования к окружающим;
– отсутствие критических требований к самому себе;
– стереотипные представления о лицах противоположного пола.
2. Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения. Различные эмоциональные состояния, которые затрудняют общение, связаны с личностными особенностями. Область переживаний и чувств, испытываемых людьми при общении, велика, но, обобщив возможные варианты, можно свести все разнообразие к следующему набору:
– ощущение себя хуже других;
– переживание своей ущербности по сравнению с окружающими;
– страх оценки или неуспеха;
– чрезмерные требования клиента к себе и к окружающим;
– завышенный уровень притязаний и т.п.
3. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми. Обобщив эти трудности, их можно представить на примерах схем межличностного конфликта, предложенных К. Хорни:
1) чрезмерная направленность на других – гиперактивность в приобретении контактов, что чаще всего воспринимается окружающими как нескромность или навязчивость, чрезмерная демонстративность (много суетится, говорит, звонит);
2) чрезмерная направленность против других – подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти правду, навести порядок;
3) чрезмерная пассивность, часто приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-то, чтобы не быть осужденным, постоянно анализирует себя и собственные поступки, не стремится устанавливать и поддерживать с другими людьми какие-либо контакты.
Общение как специфический вид человеческий активности является одним из ведущих факторов развития личности. В связи с этим важную роль приобретает оптимизация общения.