Влияние группы
Групповое влияние включает в себя несколько феноменов.
Современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других:хорошо знакомые задания вы будете выполнять лучше, «электрезуясь» от присутствия других. А вот выполнение того, что вы считали трудным, в этих условиях может оказаться вообще невозможным. Что же именно в других людях заставляет нас возбуждаться? Сам факт присутствия? Существуют доводы в пользу трех возможных факторов.
1. Присутствующие (студенты, коллеги) заставляют нас беспокоиться, поскольку мы не знаем, как они нас оценивают. Боязнь оценки – обеспокоенность тем, как нас оценивают другие.
2. Когда человек беспокоится о том, как оценивают его другие, он отвлекается. Этот конфликт между вниманием к другим и вниманием к задаче перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.
3. Присутствие других может оказаться в какой-то степени возбуждающим, даже когда нас не оценивают и наше внимание ничем не отвлекается.
Социальная фасилитация обычно проявляется в том случае, когда люди стремятся к достижению индивидуальных целей и когда их усилия могут быть оценены индивидуально.
3.2. Социальная леность
Социальная леность– тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
В условиях групповых действий люди склонны быть «зайцами». «Зайцы» – люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен. Групповая ситуация уменьшает боязнь оценки.
Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценивать свой собственный вклад, их личная ответственность распределяется между всеми членами группы. Напротив, в экспериментах по социальной фасилитации люди в большей мере подвергаются оценке со стороны. Оказавшись в центре внимания, они добросовестно контролируют свое поведение.
Таким образом, действует один и тот же принцип: когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация, когда же затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, результатом будет социальная леность.
Социальная леность возникает и в ситуации, когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он паразитирует. Таким образом, у людей может возникнуть мотивация бездельничать, если их вклад не оценивают и не вознаграждают в индивидуальном порядке.
Социальное паразитирование встречается тогда, когда люди работают в группе и без индивидуальной ответственности. Исключением является ситуация, когда задача вызывающе трудна и увлекательна, а члены группы дружны между собой. В случае трудной и интересной задачи, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый. Когда люди считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее.
Группы намного меньше бездельничают, если их члены – друзья. Сплоченность группы усиливает старания.
3.3. Деиндивидуализация
Деиндивидуализация – утрата самоосознания и боязни оценки, возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
В определенных групповых ситуациях люди склонны к тому, чтобы отбросить нормальные ограничения, утратить чувство индивидуальной ответственности, ощутить то, что называется«деиндивидуализацией». В каких обстоятельствах возникает это психологическое состояние?
1. Большая группа способна не только возбуждать своих членов, но и обеспечивать их анонимность. (Участники уличных беспорядков, ставшие обезличенной толпой, не стесняются грабить.).Поведение студентов на вечерах и дискотеках тоже объясняется этим феноменом.
Поскольку «так делали все», то и свое поведение каждый объясняет сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.(Обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм).
2. Физическая анонимность усиливает эффект деиндивидуализации. Анонимность пробуждает интимность и игривость (маски на карнавале, поцелуи молодежи в темном кинозале).
3. Возбуждающие и отвлекающие занятия(скандирование на дискотеке или концертах).
4. Ослабленное самоосознание.Обстоятельства, понижающие самоосознание (алкогольное опьянение), соответственно, повышают деиндивидуализацию.
Деиндивидуализация, наоборот, снижается в обстоятельствах, повышающих самоосознание: перед зеркалами и камерами, в маленьких поселках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, при отсутствии отвлекающих внимание стимулов, в необычной обстановке.
Когда юноша идет на вечеринку, хорошее родительское напутствие могло бы звучать примерно так: «Желаю тебе приятно провести вечер, и не забывай, кто ты такой». Другими словами, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самоосознания, не поддавайся деиндивидуализации.