Общее состояние рынка технологий и высокотехнологичной продукции

Производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции обеспечивает примерно 50 макротехнологий. (Макротехнология – крупное научное открытие (открытие электромагнетизма, расщепление атома и т.п.), на базе которого разрабатываются сотни и тысячи прикладных технологий.

На рынке высокотехнологичной продукции доминируют 7 наиболее развитых стран (Большая семерка): США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада. Им принадлежит 46 макротехнологий и 80% рынка высокотехнологичной продукции (Субботин А. Перспективы глобального рынка//Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – №1. с. 75 – 80).

По ряду направлений к ним приближаются Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Гонконг и др. новые индустриальные страны.

В перечисленных странах происходят изменения структуры ВВП. В объеме ВВП уменьшается доля продукции в вещественной форме и увеличивается доля ВВП, получаемая за счет разработки интеллектуальной продукции.

Реально, вышеуказанный рынок относится лишь к ¼ жителей планеты. Остальные ¾ живут не только вне постиндустриальной, но и вне индустриальной цивилизации. Причем разрыв между этими частями по одним оценкам медленно сокращается, по другим – явно возрастает.

Расширение потенциала рынка технологий и высокотехнологичной продукции может обеспечить повышение покупательной способности населения, что, если учитывать политику многих стран и стратегии ТНК, пока не просматривается. Темпы роста границ данного рынка отстают от темпов роста численности населения планеты.

Потенциал мирового рынка высокотехнологичной продукции можно охарактеризовать хотя бы на примере легковых автомобилей:

Парк легковых автомобилей на начало 2000-х годов – 550 млн. шт.;

- численность населения планеты – 6 млрд. чел.;

- по возрасту и состоянию здоровья могут управлять автомобилем

3,6 млрд. чел.;

– реально имеют автомобили – 550 млн. чел.;

- охват рынка – 15%;

- потенциал рынка – 85%.

Аналогичная расстановка сил складывается и на рынке банковских, страховых, транспортных, коммуникационных, сервисных услуг.

3. Содержание дисциплины «Технологический маркетинг»
и взаимосвязь рассматриваемой проблемы.

Содержание дисциплины «ТМ» и взаимосвязь рассматриваемой проблемы можно представить в виде следующей схемы.

Тема 2: Внешние технологические условия развития технологического маркетинга

1. Прерывистость процесса технологического развития и
динамика смены технологий

В условиях постиндустриальной экономики смена технологий является важнейшим средством конкурентной борьбы.

Технологическое развитие подразделяется на революционное (технологические скачки, вызываемые крупными научными открытиями) и эволюционное (заключается в разработке прикладных программ, основанных на научных открытиях).

Примерами технологических скачков являются:

· Открытие электромагнетизма;

· Расщепление атома;

· Разработка микроэлектроники;

· Разработка космической техники;

· Генная инженерия;

· Разработка нанотехнологий.

На пороге технологических скачков находятся:

Ø Энергетика

Ø Авиация (новые материалы и принципиально новые конструкции)

Любые нововведения вызывают нарушения ритма хозяйственной деятельности предприятия, но отказ от новых технологий в будущем может создать серьезные проблемы конкурентоспособности.

Чем выше наукоемкость применяемых технологий, тем выше динамика их смены.

2. Слияние традиционно разграниченных технологических областей и
возрастание сложности технологий

Производство высокотехнологичной продукции обеспечивается использованием совокупности множества технологий, каждая из которых должна выполнить свою задачу. Слияние ранее разграниченных технологий позволяет получить принципиально новый результат производства и управленческих процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: