Психоаналитические модели личностной патологии

Критика биологических моделей.

Биологические модели личностной патологии

Лекция. 20.12.2012

Макродинамика консультирования и психотерапии — стратегическая линия работы. Не опираться на некоторые данные, касающиеся истории жизни человека и возможного типа расстройств (экзистенц. психология), не получается. В наиболее серьёзных подходах мы сталкиваемся с тем, что разрабатываются модели патологии.

Личностная патология. Есть два базовых подхода (параметрический и типологический). Оба этих подхода существуют сейчас, это две конкурирующие парадигмы.

Козьма Прутков: «Кто знает, где чему начало, и ты многое поймёшь».

Раньше доминировал типологический подход, параметрические были лишь вспомогательными. Сейчас перевес параметрического. То, что нет чистых видов личностной патологии, неверно. Очень много смешанных вариантов, и они преобладают.

Валидность типологических исследований, переноса в реальность, низкая. Выход из этого мы отчасти находим в принципе коморбидности (возможность постановки нескольких диагнозов одновременно).

Современная классификация отличается большей дифференцированностью болезней.

В 60% случаев можно говорить о конкордантности у монозиготных близнецов для личностных расстройств в целом (выше, чем при шизофрении).

Пограничное личностное расстройство: особенности ЦНС.

Нечувствительность к боли — одна из черт пограничного расстройства.

Книга «Жизнь пограничной матери». Описываются скрытые взаимодействия с матерью.

Дисфункции гиппокампа, амигдалы, а также префронтальных отделов, вовлечённых в регуляцию эмоций, рассматриваются как один из факторов ослаблеенного импульс-контроля у этих пациентов.

Гиппокамп — готовность НС к защите и снятие этой защиты (переключатель настроек).

Психоанализ — модель-лидер патологии личности.

Концепция развития М. Малер лежи в основе этой модели. Сепарационная проблема — истоки личностной патологии, что приводит к нарушению структурно-динамических характеристик психики (осознанность, константность, дифференцированность, интегрированность).

Теория нарциссизма как основа психоаналитической модели личностных расстройств.

4 вида нарциссизма по З. Фрейду:

1. Здоровый нарциссизм — здоровое чувство самоценности. Х. Кохут, идея самости, которая должна загрузиться либидоносной энергией. Любовь к себе, привязанность к другим. А это зависит от отношений матери с ребёнком, насколько она даёт понять ребёнку его уникальность. Валидация (подтверждение), т.е. насколько мать подтверждает существование чувств, потребностей и т.п. ребёнка.

2. Для обозначения развития либидо в психотическом направлении (отнятие либидо от объекта и обращение его на собственное Я). Пациенты, которые оторваны от внешнего мира, удовлетворяют свои сексуальные потребности мастурбацией и т.п.

3. Специфический выбор объектов на нарциссической основе (т.е. таких предпочтений в интерперсональных отношениях, при которых человек видит в других себя или свой желанный идеальный образ). Пациент, который отождествляет себя с объектом. Попытка поднять самоценность и поднять самоуважение тем, что объект — часть меня, расширение нарциссизма. Напр., пациент безумно стеснялся отца.

4. Патологическая фиксация либидо на собственной персоне (ближе всего к классической древнегреческой легенде о Нарциссе).

Понятие самости у Кохута введено было в теории постклассического психоанализа Х. Хартманом. Это понятие дало мощный толчок развитию этой теории. Феномен нарушение чувства собственной ценности, связывается в психоанализе с личностной патологии.

Затем Кохут рассматривает нарциссизм как отдельную потребность, связанную с инстанцией самости.

Согласно Кохуту, первичный нарциссизм маленького ребёнка трансформируется двояким образом:

1. В нарциссическое идеализированное Я, которое выражается в потребности в восхищении, грандиозных фантазиях о своих возможностях, способностях, — представляет собой нормальный этап в развитии здорового честолюбия и чувства собственной ценности.

Эта трансформация должна взрослым с особым вниманием (баланс), ребёнок не должен ощущать чувство беспомощности, но должен двигаться к реальному восприятию своих возможностей. Плохо, если ребёнок фиксируется на грандиозном Я.

2. В идеализированные образы родителей и других близких, которые, по мере здорового психического развития, начинают трансформироваться в субъективную идеальную концепцию родителя.

Ребёнок имеет грандиозный образ не только себя, но и родителей. У ребёнка изначально обязательно должно быть это чувство. Но это должно трансформироваться в образ родителей, которые живые люди, у них есть и сильные, и слабые стороны. Сложный образ, но при этом его (родителя) можно уважать и ценить, любить.

Процесс деидеализации. Родитель должен проделать работу по нормальной деидеализации себя. Родители часто считают, что они должны быть для собственного ребёнка образцом совершенства, не говорить о своих неудачах и проблемах. «У меня тоже двойки были, я тоже прогуливал уроки».

Нагружать ребёнка надо по мере его взросления разными проблемами. Очень важно быть толерантным к тому, что ребёнок не перестанет уважать тебя, если ты будешь признаваться в существовании своих проблем.

Концепция Кохута и О. Кернберга: роль расщепления в личностной патологии

Репрезентация себя и объектов расщепляются на две качественно противоположные части и переживаются как отдельные (т.н. «хорошая» и «плохая» части). Только путём объединения их опять восстанавливается целостность восприятия объекта. В качестве расщепляющей психической субстанции выступает при этом Я. Оно осуществляет этот акт для того, чтобы отделить негативно переживаемую часть, которая способна принять на себя всю агрессивную энергию. Одновременно конструируется позитивная часть объекта, вмещающее всё хорошее, и, благодаря этому, способная защитить от плохого.

Кернберг говорит о том, что есть биологическая предиспозиция личности, есть от рождения люди более уязвимые. Он считает, что между биологическими особенностями ЦНС и психологическими особенностями существует медиатор (промежуточный фактор), который обусловливает эту связь, — склонность к переживанию позитивного аффекта, приносящего удовлетворение и подкрепление, и негативного, болезненного, агрессивного аффекта (последнее является уязвимостью).

Факторы уязвимости:

1. врождённая предрасположенность к агрессивным аффектам

2. ранние травмы

3. выраженная дисфункция ранних объектных отношений

4. физические заболевания

5. сексуальные или физические эбьюзы

Если ребёнок до трёх лет переживает разлуку с матерью, у него в несколько раз увеличивается риск психической патологии. Поэтому в род. доме договариваться, чтобы мать не разлучали с ребёнком!!!

У Кернберга есть описание здоровой личности:

1. Интегрированная эгоидентичность.

2. Интегрированное Суперэго.

3. Способность к контролю либидонозных и сексуальных импульсов.

Теория личностной патологии Дж. Мастерсона: воспитание матерью с пограничными чертами личности

Неудачная сепарация на ранних стадиях развития препятствует развитию собственной идентичности и независимости от объектов. Сама мать, как правило, чувствует потребность привязать ребёнка к себе, т.к. не выносит одиночества и боится быть покинутой. В результате ребёнок растёт зависимым и постоянно нуждающимся в другом объекте.

Фигура отца слишком слаба.

Метафора «Шестёрка всадников Апокалипсиса»:

· депрессия

· гнев

· паника

· вина

· пассивность

· беспомощность

Характерны для таких пациентов: расщепление, отрицание, проективная идентификация (примитивные защитные механизмы).

Проективная идентификация — склонность не просто видеть в партнёре по коммуникации негативный интроект (свой, но приписанный другому), а всячески загонять партнёра так, чтобы он проявил «свою гнусную сущность». Система провокации, которая заставляет другого взорваться и т.п. Делается это неосознанно.

Когнитивно-аналитическое направление (источник интегративно ориентированных психодинамических моделей)

Когнитивные стили (Д. Рапапорт, Г. Виткин):

полезависимый и поленезависимый

глобальный и артикулированный

Полезависимый / независимый когнитивный стиль — некая тотальная характеристика, которая проявляется во всех сферах жизни. Есть люди, которые способны выделять из поля какие-то части, есть те, кто не видит, зависит от поля. (Восприятие зашумлённых объектов.)

Способность к выделению широкой системы признаков при оперировании с объектами.

Модель черт характера Айзенка. Психобиологическая модель Р. Клонинжера. «Большая пятёрка» Л. Гольдберга. — Новейшие параметрические методики.

Когнитивная модель личностных расстройств Бека и Фримана


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: