В последние 100 лет интерес к полу стал всемирным: никогда ещё в искусстве, науке, публичной жизни он не находил такого общественного признания. Эту проблему выдвинула перед человечеством сама история. И с этим можно согласиться, поскольку, спрашивая о том, что такое женщина, мы одновременно всегда имеем в виду, явно или не явно, и другой вопрос: что же такое мужчина? Именно их взаимодействие – едва ли не главный вопрос религиозных учений и многих научных направлений
СЛАЙД
Изучение гендерологии выступает необходимым элементом в подготовке специалиста по социальной работе. Актуальность изучения гендерных аспектов социальной работы подтверждается международными документами (Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин) и основным законом РФ (3 часть статьи 19 Конституции РФ от 1993 г.) где декларируется: «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Проблемы женщин, их социальный статус в обществе всегда были в центре внимания ученых. Но, несмотря на это, в обществе скрыто и явно проявляется неравноправие женщин и мужчин в экономике, политике, социальной сфере общества. Это требует особого социального осмысления, а также выработки новых технологий социальной работы. Таким образом, без знания основ гендерологии в современных условиях не может обойтись ни один специалист социальной сферы, профессионально занимающийся проблемами человека, его потребностями, интересами.
По мнению современных ученых, эффективность социальной работы зависит от того, насколько она отражает интересы того или иного гендерного сообщества (Р.Г. Петрова, 2007).
СЛАЙД
Цель гендерологии как учебной дисциплины — дать целостную концепцию, в которой должны быть отражены социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщин и мужчин в современном обществе; их реальные возможности и место в общественном развитии
СЛАЙД
Важно разграничить понятия.
Исследованием положения женщин и мужчин, социального конструирования мужественности и женственности занимается гендерология.
А
Социально-политическое и экономическое положение женщин в обществе, отношения между полами и отражение этих отношений в общественном сознании изучает феминология.
Гендерология – наука молодая, которая начала свое формирование за рубежом с 1980-х гг., в России – с 1990-х гг. на базе гендерных исследований в рамках предметных областей различных наук.
В отличие от феминологии, занимающейся исключительно проблемами женщин, гендерология охватывает проблемы обоих полов, индивидов с различной гендерной и сексуальной идентичностью.
СЛАЙД
Гендерология – наука о закономерностях формирования и развития полоролевой дифференциации общества, динамике сходств/различий в природном (биологическом) и культурном (социальном) существовании женщины и мужчины. Гендерология предполагает анализ социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо- и макроуровнях. Этот анализ включает преимущественно социально-экономический и социально-культурный аспекты. По аналогии с социальным классом, национальностью, возрастом и другими социальными группами гендер рассматривается в контексте социального неравенства или социальной справедливости (беспристрастного отношения к женщине).
СЛАЙД
Объект гендерологии – закономерности социального конструирования пола.
Предмет гендерологии – закономерности репрезентации социальных особенностей пола.
Субъект гендерологии и феминологии - это человек как представитель пола (гендера) в социуме.
Каждый человек есть продукт сложного взаимодействия наследственности и среды. В течение всей жизни, а особенно в период взросления, обретения личностных характеристик, идет процесс полоролевой социализации, освоения определенных моделей поведения. Доминантная проблема гендерологии заключается в том, что понимается под нормами мужского и женского поведения и каков характер отношений между полами, чем детерминируются это поведение и эти отношения.
СЛАЙД
Принципы гендерологии – ее исходные положения как дисциплины, отражающей роль и значение полов в общественной жизни - это:
ü отображение и обобщение существенных сторон женских и мужских проблем;
ü формирование идеологии и политики равных прав и возможностей представителей разных полов;
ü социальное равенство женщин и мужчин, предусматривающее реализацию интеллектуального потенциала, ликвидацию насилия над женщинами.
Целью гендерологии является не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение гармонии мужской и женской половины человечества – в гармонии социального развития.
СЛАЙД
Феминология – наука о положении и социальных ролях женщин, а также об условиях (социально-экономических, правовых, политических, социокультурных) для реализации интересов женщин, одинаковых с мужчинами и специфических.
СЛАЙД
Объект феминологии: 1) женщины как общественная группа; 2) организации, призванные оказывать содействие в ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Предмет феминологии – закономерности изменения положения и социальных ролей женщин как общественной группы.
Субъект феминологии - женщина в социуме.
Исходная базовая теоретико-методологическая основа феминологии как науки – общецивилизационная теория, согласно которой все люди имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие, право на равные социальные возможности для реализации своих способностей независимо от расы, вероисповедания, пола, сексуальной ориентациии т.д.
Отличие гендерологии от феминологии состоит в том, что научный интерес первой направлен на изучение проблем мужского и женского пола в равной степени.
Феминология исходит из того, что культуре присущи гендерная асимметрия, маскулинная доминация и неравенство полов. Таким образом, феминология, сформировавшаяся на волне женского движения, концентрируется на женских проблемах.
Тем не менее, в науке возникает вопрос о соотношении объектов исследования научных дисциплинк «феминология» и «гендерология»
Феминология рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социо-культурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Таково современное определение феминологии. Отсюда следует, что главным объектом феминологии являются женщины.
Центральными понятиями дисциплины являются: гендер, маскулинность, феминность и андрогинность.
Понятия «гендер» и «пол» в последнее время в науке четко разграничивают.
СЛАЙД
Биологический пол
(иначе – гражданский, паспортный) – «данный» при рождении, официально регистрируемый непосредственно из морфологического пола
(то есть на основании анатомо-физиологических различий младенцев, их первичных половых признаков).
Б.п. находит своё выражение в понятии sex и, как правило, определяет пол, в котором воспитывают ребенка в семье (от выбора одежды, прически и игр до применения наказаний за неконформное сексуальное самосозповедение).
СЛАЙД
Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, которые определяются:
- генетическими особенностями строения клеток[1];
- анатомо-физиологическими характеристиками;
- детородными функциями.
СЛАЙД
Под понятием «Гендер» принято понимать ….
СЛАЙД
Термин «гендер» указывает на:
- социальный статус;
- социально-психологические характеристики личности;
- характер взаимодействия с другими людьми.
И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношения к различным проявлениям сексуальности, а также формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.
Понятие «гендер» является центральным и ключевым в гендерологии.
В 1968 г. Роберт Столлер впервые обозначил различие понятий «пол» и «гендер».
Введение в научный оборот понятия «гендер» (англ. gender – род), или социальный пол, ставило своей задачей закрепить в языке устоявшуюся идею о том, что социальные особенности полов определяются историческими и этнокультурными условиями и, таким образом, биологический пол (sex) не предполагает естественности, заданности тех или иных ролей мужчины и женщины.
[Осознание гендерной принадлежности настолько распространено в нашем обществе, что мы воспринимаем его заложенным в генах. Нам трудно поверить, что гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются именно в процессе человеческого взаимодействия и в то же время составляют основу социальной жизни и являются её организующим началом. Религия, язык, образование и культура настраивают на определенное ценностное восприятие обществом мужчин и женщин. В результате складываются определенные моральные нормы, основанные на гендерных различиях.].
В странах западного типа во второй половине ХХ века произошла резкая ломка традиционной системы половой стратификации, резкое ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей.
1. Половое разделение труда потеряло былую жесткость и нормативность, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий заметно уменьшилось.
2. Большинство социальных ролей не диффиренцируется по половому признаку (например, директор гимназии, кондуктор автобуса).
3. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной мере нивелируют традиционные различия в нормах поведения и психологии мужчин и женщин.
4. Полоролевые различия всё чаще воспринимаются не как естественный природный закон, а как результат индивидуальных различий, вызванных наследственностью или воспитанием.
5. Социальные функции мужчины и женщины становятся не иерархически соподчинёнными, а равноправными.
Одно из первых определений гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества, критикой дискриминационного положения женщин. Гендер как инновационный научный и философский дискурс впервые сформировался в США, где гендерные исследования получили статус официальной учебной и научной дисциплины.
В культурной антропологии было предпринято категориальное обоснование гендера. В статье антрополога Гейл Рубин «Обмен женщинами: заметки по поводу политической экономии» полов» (1974) «гендер» определяется как комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности.