Этапы функции контроля

Виды контроля

Контроль можно классифицировать по следующим признакам.

· по стадии производственного процесса различают: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

· в зависимости от субъекта контроля выделяют самоконтроль; контроль, выполняемый менеджером, контрольным мастером, отделом технического контроля (ОТК); инспекционный контроль; государственный; международный контроль;

· по степени охвата объекта контролем: сплошной и выборочный контроль;

· по режиму контроля: усиленный контроль и нормальный контроль;

· по степени механизации: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;

· по способу получения и обработки информации: регистрационный, статистический, расчетно-аналитический;

· по периодичности выполнения контрольных операций: непрерывный и периодический;

· по времени контроля: предварительный, текущий, заключительный контроль.

В процедуре контроля выделяют следующие этапы: выработка стандартов; сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий.

Первый этап. Стандарты – это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Стандарты должны иметь временные рамки, в которых должна быть выполнена работа, и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Например, в качестве стандарта можно использовать цель: получить прибыль 1 млн руб. за 2006 г. В данном случае временной период составляет 1 год, а критерием является 1 млн руб. Установление стандартов позволяет сопоставить реально сделанную работу с запланированной.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе необходимо предпринять следующие действия:

· определить масштаб допустимых отклонений;

· измерить результаты;

· оценить полученную информацию о достигнутых результатах;

· сравнить результаты работы с установленными стандартами.

На третьем этапе менеджер определяет, какие действия следует предпринимать; такими действиями могут быть:

· невмешательство в работу;

· устранение отклонений;

· изменение стандартов.

Невмешательство в работу. Если фактические результаты совпадают с установленными стандартами или имеющиеся отклонения невелики (не превышают масштаб допустимых отклонений), то лучше ничего не предпринимать.

Устранение отклонений. В случае обнаружения значительных отклонений от стандартов (превышающих масштаб допустимых отклонений) следует установить причины отклонений и добиться возвращения к правильным действиям. Это происходит через изменение некоторых внутренних переменных. Например, причиной низкой производительности труда может быть отсутствие заинтересованности работников в конечных результатах, в этом случае необходимо изменить систему оплаты труда и другие переменные, оказывающие влияние на мотивацию.

Изменение стандартов. Стандарты могут оказаться нереальными. Бывает так, что в процессе реализации плана становится ясно, что планы составлены слишком оптимистично, и требования стандартов выполнить практически невозможно. Это сводит на нет мотивацию. В таких случаях стандарты пересматриваются в сторону понижения.

Бывают ситуации, когда в процессе контроля выявляется необходимость пересмотра стандартов в сторону повышения. Это нередко случается в успешно работающих организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: