Лекция 2. Методология и организация государственного регулирования экономики

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Лекция 1 Введение. Необходимость и суть макроэкономического регулирования. Предмет и задачи курса.

Государственное регулирование экономики

По дисциплине

для студентовдневной формы обучения

«Менеджмент ВЭД» и «Менеджмент организаций»

Составитель: к.н.гос.упр

Колосюк А.А.

Симферополь, 2010

План лекции: (2 часа)

1. ГРЭ как учебный предмет.

2. Теории макроэкономического регулирования

3. Основные типы экономических систем и механизмы их регулирования.

4. Государственное регулирование экономикой: необходимость, суть, функции, цели.

5. Основные формы влияния государства на социально-экономическое развитие.

Литература:

1. Швайка Л.А. Державне регулювання економiки: навч.посiб. 2006р.

2.Гриньова В.М.,Новiкова М.М.Державне регулювання економiки:Пiдручник. 2007р.

Цель учебной дисциплины "Государственное регулирование экономики" — дать студентам знания о сущности, средствах, сферах, объектах и механизмах государственного регулирования экономики. Особое значение приобретает выяснение роли его инструментов, а именно: прогнозирование, планирование, программирование. В условиях рыночной трансформации экономики Украины повышается необходимость осознанного влияния государства на формирование современных цивилизованных социально-экономических отношений. В соответствии с этим, основными заданиями этой учебной дисциплины являются следующие:

• ознакомить с современными проблемами государственного регулирования экономики, а также мировым опытом его осуществления в рыночных условиях;

• раскрыть методологические основы государственного регулирования экономики — цель, принципы, функции;

• охарактеризовать средства, сферы и объекты государственного регулирования и его основной механизм;

• показать сущность и специфику разграничения функций государственного регулирования по уровням управления;

• обратить внимание на закон, законодательные акты и концептуальные подходы к созданию государственной системы экономического прогнозирования и планирования;

• показать значение социально-экономических и научно-технических программ государственного уровня в процессе регулирования экономики;

• сформировать навыки самостоятельного анализа и построения логических схем.

Изучение дисциплины "Государственное регулирование экономики" будет способствовать повышению уровня общеэкономической подготовки специалистов, формированию в них навыков научно-аналитической проработки проблем из позиций государственных интересов.

Важность этой учебной дисциплины определяется особенностями современного переходного периода. Программой предусматривается изучение научных основ, методов, объектов, средств и механизмов государственного регулирования экономики. Основное внимание уделяется анализу практики регуляции отношений собственности, инвестиций, развития отраслей материального производства, рынков труда и финансов, внешнеэкономических связей, охраны природы и рационального природопользования.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства является системой типовых мероприятий законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляют правомочные государственные учреждения и общественные организации с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к условиям, которые изменились.

Государственное регулирование экономики это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЕ) — это влияние государства на социально-экономическое развитие страны.

Государственное регулирование экономики можно рассматривать в трех аспектах.

-ГРЕ как наука — это синтез знаний о сути, методологии и средствах влияния государства на социально-экономические процессы, которые происходят в стране.

- ГРЕ — это наука об эффективном использовании разнообразных форм, методов и инструментов, которые имеются в распоряжении государства, ради реализации социально-экономических целей развития общества.

- ГРЕ как практическая деятельность — это мероприятия государства по управлению развитием национальной экономики.

Государственное регулирование национальной экономики осуществляется на основе сочетания разных экономических теорий, обусловленных практикой ведения хозяйства. В развитии теорий регулирования экономики специалисты выделяют несколько этапов, которые полнее всего характеризуют определенный часовой период ведения хозяйства.

Первым этапом государственного регулирования экономики считается меркантилизм. (XV—XVII в.), теоретики которого считали благородные металлы источником богатства и составляли рекомендации правителям своих государств относительно развития внешней торговли. Они считали, что к обогащению ведет превышение экспорта над импортом, нагромождения золота и серебра. Политика ограничения доступа иностранных купцов ко внутреннему рынку через внедрение высокой пошлины дополнялась мероприятиями по стимулированию вывоза готовой продукции на внешние рынки. Такая политика обеспечивала превышение экспорта над импортом. Считалось, что государство становится богаче, если владеет большим количеством денег.

На смену этому этапу пришли физиократы — экономическая школа (XVIII в.), представители которой считали источником богатства труд в сельском хозяйстве и продукты земли. Они рекомендовали развивать именно эту отрасль экономики. Основоположник школы физиократов Ф. Кене разработал экономическую таблицу, которая отражала движение продуктов между основными секторами экономики и классами общества и давала представление о механизме функционирования экономики.

Физиократы считали, что правительство не должны вмешиваться в естественный ход экономической жизни, а их заданием является внедрение таких законов, которые бы отвечали законам развития природы.

Во второй половине XVIII — начале XIX в. формируется классическая теория регулирования (саморегулирование) экономики. Представителями этой школы были английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо. Основным регулятором экономических отношений они признавали рыночный механизм, который автоматически устанавливает экономическое равновесие между спросом и предложением, отрицая необходимость вмешательства государства в экономику.

В экономической теории выделяют следующие типы экономических систем:

- натуральное хозяйство;

- рыночная;

- административно-комманндная;

- рыночная экономика смешанного типа.

Государственное регулирование смешанного типа осуществляется при помощи таких элементов

- рыночных регуляторов;

- державных рычагов влияния на экономику;

- корпоративного управления;

-института социального партнерства.

Необходимость балансирования рыночного механизма, обеспечения условий для его функционирования и устранения негативных последствий действия рынка обуславливают выбор целей государственного регулирования социально – экономических процессов.

Экономической теорией и мировой практикой обоснованы несколько общих принципов разработки целей государственного регулирования:

- соответствие конкретных целей и сущности конституционного устройства государства;

- всесторонний учет индивидуальных, коллективных и общественных интересов;

- сочетание возможностей практической реализации и научной обоснованности;

- предотвращение конфликта целей;

- информационное обеспечение.

На определенном историческом этапе цели государственного регулирования зависят от многих условий социально–экономического развития страны, но можно выделить наиболее общие исторически сформированные цели ГРЭ:

§ экономическое развитие;

§ содействие полной занятости;

§ выравнивание экономических циклов;

§ стабилизация денежного обращения;

§ стабильный уровень цен;

§ экономическая свобода;

§ справедливое распределение доходов;

§ экономическая безопасность;

§ социальный мир;

§ сбалансированность экспорта и импорта;

§ защита окружающей среды.

Особое место при определении целей ГРЭ отведено понятию макроэкономической эффективности.

Макроэкономическая эффективность предусматривает полное удовлетворение социально–экономических потребностей общества на базе повышения общественной производительности труда, основанного на техническом и технологическом обновлении, усовершенствовании и модернизации организации производства и систем управления.

Основные цели социально-экономического развития, которые ставит перед собой государство на каждом историческом этапе развития, находит своё выражение в функциях ГРЭ,основными из которых являются:

§ Целевая, определяющая основные цели, направления и приоритеты в развитии национальной экономики.

§ Нормативная, устанавливающая с помощью законодательных актов и нормативов определённые правила деятельности хозяйствующих субъектов; создание определённого правового климата.

§ Социальная, регулирующая социально–экономических отношения, создающая системы социальной защиты населения и дающая возможность решения экологических проблем общества.

§ Непосредственное управление нерыночным сектором экономики, предусматривающая регулирование государственного сектора экономики и создание общественных благ и товаров.

§ Контролирующая, предусматривающая государственный надзор и контроль над законностью, исполнением экологических стандартов.

Данные функции на практике находят свое выражение в деятельности субъектов государственного регулирования. Субъектами ГРЭ являются центральные и местные органы власти.

Объектами ГРЭ выступают сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации социально-экономической жизни страны, где возникает необходимость вмешательства государства для поддержки нормального функционирования экономики и социальной стабильности в обществе. Из данного общего определения вытекает возможность выделить конкретные объекты ГРЭ.

5.Вопрос

Реализация функций ГРЭ в практической деятельности осуществляется в виде конкретных форм ГРЭ, каждой из которых соответствует определенный набор средств и инструментов ГРЭ.

Исходя из мирового опыта, можно выделить следующие формы ГРЭ.

Формы ГРЭ – это общие направления регулирования социально-экономических процессов, которые происходят в стране.

§ бюджетно-налоговое регулирование – связано с функционированием государственных финансов, формированием государственного бюджета и государственных затрат, направлено на реализацию целей социально–экономического развития; основными инструментами ГРЭ являются государственный бюджет и налоговая система страны;

§ кредитно-денежное регулирование – деятельность государства, направленная на обеспечение экономики полноценной и стабильной валютой и регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики; основными инструментами ГРЭ являются эмиссия денег, проведение учетной политики, установление официальных банковских резервов, количественное ограничение кредита, валютное регулирование, операции на открытом рынке;

§ мероприятия административно-экономического регулирования – предусматривают мероприятия административного и экономического характера, направленные на создание условий для функционирования рыночной системы и реализации социальных целей общества; основными мероприятиями являются демонополизация экономики, приватизация, национализация, перераспределение амортизационных отчислений, формирование системы государственных норм и стандартов и т.д.;

§ ценовое регулирование - влияние государства на рыночное ценообразование с помощью законодательных, административных и судебных мероприятий с целью осуществления конъюнктурной и структурной политики, сдерживания инфляции, стимулирования производства, повышения конкурентоспособности национальной экономики и.т.д.;

К основным формам ГРЭ относятся также комплексное (индикативное) планирование, прогнозирование развития народного хозяйства, реализацию национальных и региональных программ, систему социальной защиты населения.

План лекции: (2 часа)

1.Современные подходы и принципы государственного регулирования экономики

2. Формы влияния государства на социально-экономическое развитие страны

3. Методы государственного регулирования экономики.

4.Система органов государственной власти и их функции в сфере управления экономикой Украины

Литература:

1. Швайка Л.А. Державне регулювання економiки: навч.посiб. 2006р.

2.Гриньова В.М.,Новiкова М.М. Державне регулювання економiки:Пiдручник. 2007р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: