Конкурентоспособность страны определяется конкурентными преимуществами

Под конкурентоспособностью товара понимается способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены.

При определении конкурентоспособности страны возникает ряд вопросов, а именно:

1. Что такое конкурентные преимущества, и от­куда они возникают?

2. Какие макроэкономические показатели следует рассматривать: стабильный курс национальной валюты, положительное сальдо платежного баланса, обеспеченность природными ресурсами для сравнения стран?

М. Портер задался целью определить термин «конкурентоспособность» применительно к государству. В результате его исследований в свет вышла знаменитая книга «Конкурентные преимущества на­ций», в которой детально рассмотрены проблемы современной международной конкуренции.

Новизна подхода Портера заключалась в том, что он предложил рассматривать конкурентоспособность стран через призму конкурентоспособности компаний, представляющих данные страны на мировом рынке.

По Портеру, конкурентоспо­собность одного отдельно взятого государства связана с производительностью нации, т. е. с эффективным использованием всех имеющихся ресурсов (сырья, рабочей силы, капитала).

В целом конкурентное преимущество – это активы и другие достоинства фирмы (страны), дающие ей преимущество над конкурентами.

Как уже отмечалось выше, по Портерурассматривать степень благосостояния государства следует с микроэкономического уровня – уровня одной отдельно взятой фирмы, поскольку в конечном счете ВВП и национальный доход страны создаются ком­паниями-производителями. Портер отмечал, что даже в самых благополучных странах не все отрасли промышленности и не все компании могут одновременно процветать. Успехи развития национальной экономики зависят от деятельности определенного ядра компаний, ведущих международную активность. Причем данные фирмы, как правило, в каждой стране представляют довольно небольшой спектр отраслей промышленности.

Поскольку, по Портеру, изначально конкурентоспособны не страны, а нацио­нальные компании данных стран, то для успеха в конкурентной борьбе фирмы должны обладать одним из двух преимуществ:

1. иметь низкие издержки производ­ства;

2. дифференцировать качество продукта в расчете на высокий уровень цен.

Конкуренция на мировом рынке заставляет компании постоянно равняться друг на друга, сравнивая свою деятельность с успехами конкурентов.

При этом Портер выделял следующие формы проявления конкуренции стран:

1. Междуна­родная специализация страны - связана с теми сферами экономики, в ко­торых ее национальные производители наиболее конкурентоспособны.

2. Международная торговля - перераспределяет продукцию наиболее конкурентоспособных отраслей различных стран, при этом экспортируются такие товары и услуги, в производстве которых имеют преимущества отечественные компании, а импортируется то, в чем оказались более эффективными иностран­ные конкуренты.

Портер заявляет, что ни одна страна мира не может быть конку­рентоспособной абсолютно по всем позициям, поскольку сказывается ограничен­ность ее ресурсов.

Портер выделяет две важные задачи для стран для достижения конкурентоспособности:

1. использование имеющихся у страны ресурсов наиболее рациональным способом. Даже в странах с са­мым высоким уровнем развития обязательно найдутся такие отрасли экономики, национальные производители которых неконкурентоспособны.

2. специализация страны на наиболее эффективных и конкурентоспособных сегментах экономики, а менее производительные отрасли национального хозяйства при этом могут быть либо перемещены за рубеж, либо от них стоит вообще отказаться.

Отрицательное воздействие на конкурентоспособность компаний в национальной экономике оказывают:

§ политика протекционизма,

§ государственные субсидии местным компаниям;

§ ограничение доступа на внутренний рынок зарубежных конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: