Специальные и диффузные культуры

Нейтральные и эмоциональные культуры

В нейтральных культурах эмоции принято контролировать. В этом смысле одинаковыми оказываются такие разные культуры как японская и английская. Представители этих наций не показывают своих чувств. Они стоически переносят трудности, используя все свое само­обладание.

Представители эмоциональных культур выражают свои чувства открыто и естественно. Они часто шумны и говорливы. По Тромпенаарсу к представителям эмоциональных культур относятся мексиканцы, гол­ландцы, швейцарцы. При взаимодействии представителей эмоциональных и нейтральных культур необходимо учитывать разность в выраже­нии чувств. Сдержанность последних не является свидетельством скуки или незаинтересованности в проекте. Напротив, это может говорить о сосредоточенности на деле. С другой стороны, представители нейтраль­ных культур должны адекватно реагировать на открытость и эмоцио­нальность, в то же время не переоценивая значения сильного проявле­ния чувств.

Специальная культура предполагает жесткое разграничение публичного и приватного пространства личности. Представители спе­циальной культуры стремятся к увеличению своего публичного про­странства, они охотно делят его с другими, легко вступают в контакты. В то же время они довольно строго охраняют свою частную жизнь, впуская в нее только близких друзей и коллег.

Для диффузной культуры характерно совмещение публичного и приватного пространств. Соот­ветственно, представители данного типа культуры строже блюдут свое публичное пространство, так как доступ в него означает и проникнове­ние в частную сферу индивида.

На основании эмпирических исследований к странам со специ­альной культурой относят Великобританию, США, Швейцарию, а в Ве­несуэле, КНР и Испании господствует диффузная культура.

Отметим, что, по мнению Тромпенаарса, представители специальной культуры – экстраверты, а диффузной – интроверты. Однако по набору стран имеются явные противоречия с другими исследователями (например с Р.Льюисом).

Для лучшего понимания этого измерения рассмотрим характеристику поведения аме­риканского и немецкого профессора, данную Ходжетсом и Лютенсом.

К американскому профессору Роберту Смиту, имеющему сте­пень Ph.D., студенты в университете обычно обращаются как к доктору Смиту. В момент совершения покупки, он может попросить совета про­давца магазина по поводу предполагаемого приобретения, причем по­следний может назвать его Бобом. Играя в боулинг, Боб может быть одним из «своих парней», даже для тех членов команды, которые обу­чаются у него как студенты младших курсов колледжа. Причина такого изменения статуса в специальном характере американских ценностей. В соответствии с ними человек может вести себя по-разному в разных обстоятельствах, в зависимости от его роли в обществе в данный момент. В то же время, у Боба есть его приватное пространство (частная жизнь), в которую не допускаются студенты, называющие его во время занятий доктором.

В диффузной культуре совпадение публичного и ча­стного пространства делает статусные изменения практически невоз­можными. К господину профессору доктору Галльсу Шмидту так будут обращаться не только в университете, но и на местном рынке и на до­рожке для игры в боулинг. Даже супруга часто будет на людях обра­щаться к нему, соблюдая формальности. Такое поведение создает впе­чатление о немцах как людях строгих и даже холодных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: