Окружающая среда

Время

Отношение ко времени и окружающей среде по Тромпенаарсу

Культура достижений и культура принадлежности к группе

Культура достижений характеризуется тем, что статус члена об­щества определяется успешностью выполнения ими своих функций. В культуре принадлежности статус определяется принадлежностью челове­ка к той или иной группе по кровно-родственному или профессионально­му признаку.

Высокий статус в культуре достижений гарантирован нова­торам или наиболее успешным менеджерам по продажам. В культуре принадлежности, например, уже сам факт длительной работы на фирме придает человеку большой вес. В таких культурах статус часто зависит от возраста, образования, круга родственников и знакомых и т. п.

К культурам достижений Ф. Тромпенаарс отнес Австрию, США, Велико­британию, Швейцарию, Мексику, Германию. Лидерами в низких значе­ниях этого индекса является Венесуэла, Индонезия, Чили, страны СНГ'.

Рекомендации Ф. Тромпенаарса по взаимодействию представи­телей этих типов культур следующие. Действуя в странах с культурой принадлежности необходимо выбирать для контактов с партнерами наиболее авторитетные личности, имеющие высокий статус благодаря возрасту социальным связям и т. п. Для обеспечения благоприятного климата в стране с культурой достижений необходимо убедить партне­ров, что Ваша команда профессионально компетентна (имеет релевант­ную информацию, технических экспертов и т. д.).

Кроме описанных пяти типов отношений, важным фактором, дифференцирующим культуры, является понимание времени и отноше­ние к нему.

Что касается понимания времени, то Ф. Тромпенаарс отмечает наличие двух подходов: последо­вательного и синхронного. При первом подходе время течет от прошло­го к будущему, каждый момент времени уникален и неповторим, поток времени однороден. Синхронный подход основан на концепции вре­менных циклов: все рано или поздно повторяется, всегда есть шанс за­кончить дело.

В культурах, в которых господствует последовательный под­ход, люди стремятся в каждый данный промежуток времени делать од­но дело, точно соблюдают назначенное время деловых встреч, предпо­читают строго следовать разработанному плану.

Представители культур с синхронным подходом, как правило, делают несколько дел одновременно, время деловых встреч назначается приблизительно и может быть изменено в зависимости от обстоя­тельств. Распорядок дня, вообще говоря, определяется социальными отношениями: представители этих культур могут прервать дело, кото­рым они занимаются для того, чтобы поприветствовать знакомого, пришедшего в данный момент в офис, и пообщаться с ним.

Ф. Тромпенаарс сравнивает в этом отношении американцев, мексиканцев и французов. В США люди придерживаются последова­тельного подхода и, следуя ему, составляют расписания и придержива­ются его. Мексиканцы придерживаются синхронного подхода и стре­мятся быть более гибкими. В планах они оставляют резервы времени для внезапных отвлечений. Французы при планировании также часто не фиксируют точно время достижения той или иной цели, резервируют другие подконтрольные им ресурсы. Таким образом, они имеют воз­можность реагировать на изменения обстоятельств, не отказываясь от достижения поставленной цели. Как подчеркивает Ф. Тромпенаарс, французы и мексиканцы считают важным достижение цели, а не следо­вание определенному пути к ней.

Другим моментом, дифференцирующим культуры и связанным со временем, является отношение ко времени. Тромпенаарс выделяет следующие два типа отношений ко времени:

1. ориентация на прошлое и настоящее;

2. ориентация на буду­щее.

В США, Италии или Германии будущее важнее прошлого и на­стоящего, а в Венесуэле, Индонезии или Испании люди в большей мере ориентируются на то, что есть. Во Франции же все три временных пе­риода примерно одинаково важны при принятии деловых решений.

Рекомендации Ф. Тромпенаарса заключаются в том, чтобы ме­ждународный менеджер, сотрудничающий с представителями культур, ориентированных на будущее, делал упор на открывающиеся возмож­ности и безграничное развитие, которое может иметь соглашение, давал добро на фиксацию времени выполнения отдельных этапов проекта, отдавал себе отчет о том, какие основополагающие значения и умения привнесет в проект другая сторона, а также какова будет последова­тельность ее действий.

В культурах, ориентированных на прошлое и настоящее, важно подчеркивание традиций, выяснение того, насколько имеющиеся в организациях внутренние отношения позволят произвести необходимые перемены. Однако, здесь нет необходимости фиксировать даты будущих деловых встреч и т. п.

По отношению к окружающей среде Ф. Тромпенаарс делит куль­туры на внутренне и внешне управляемые. Представители первого типа культур верят в возможность контроля получаемых результатов и, соот­ветственно, сосредоточены на управлении внутренними ресурсами. Лю­ди, принадлежащие ко второму типу культур, считают, что события идут своим чередом и к этому можно только приспосабливаться.

В качестве теста на принадлежность к этим типам культур Ф. Тромпенаарс предло­жил респондентам сделать выбор из 2 утверждений:

1. То, что со мной происходит, это результат моих собственных дей­ствий.

2. Иногда я чувствую, что я не в достаточной мере контролирую на­правление развития моей собственной жизни.

Менеджеры, верящие в возможность контроля окружающей среды, разумеется, привержены выбору первого утверждения. Менед­жеры, чувствующие, что не все определяется контролируемыми ими факторами, выбирают второе утверждение.

Проведенный по этой схеме опрос показал, что процент выбравших первый вариант в США - 98, Швейцарии - 84, Австрии - 81, Бельгии - 76, Индонезии - 73, Гонкон­ге - 69, Греции - 63, Сингапуре - 58, Японии - 58, Китае - 35.

Большинство американских менеджеров полагают, что они хо­зяева своей судьбы и это выражается в стремлении переделать окру­жающую среду, причем зачастую они действуют в довольно агрессив­ной манере. Однако американский менеджер будет чувствовать себя весьма неуютно, если события выходят из-под контроля.

Большинство азиатских культур не разделяют подобных убеж­дений. Их представители основываются на том, что развитие идет зигза­гообразно и важно «ухватиться за гребень волны и плыть по течению». Отсюда большая гибкость и стремление к гармонии с природой.

По мнению Ф. Тромпенаарса, взаимодействуя с представителя­ми культур, в которых господствует представление о возможности управления внешней средой, необходимо жестко добиваться своих це­лей, давая время от времени выигрывать и оппоненту. Имея же дело с представителями более фаталистического типа культур, необходимо быть упорным и вежливым, поддерживать хорошие отношения с парт­нерами, пытаться выигрывать вместе, а проигрывать порознь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: