Лекция 7. Игровые основания культуры

17. Возникновение и сущность игры. Основные теории возникновения игры: 1) игра возникает из избытка сил, когда человек или животное сыты и физиологические потребности удовлетворены; 2) игра возникает от усталости и недостатка сил, в связи с необходимостью отдохнуть и развлечься; 3) игра возникает в связи с необходимостью обучения и тренировки, подготовки к будущей практической деятельности; 4) игра возникает в связи с потребностями психорегуляции, получения удовольствия от деятельности, не имеющей внешней цели; 5) игра возникает из потребности к подражанию и имитации каких-то форм деятельности, осваивая которые человек начинает играть, воспроизводя различные варианты этих форм.

Л. С. Выготский определял игру как «иллюзорную реализацию нереализуемых желаний».

Основные признаки игры, по характеристике Й. Хёйзинги, следующие:

‑ всякая игра есть, в первую очередь, «свободная деятельность»;

‑ игра изолирована от обычной жизни местом и временем;

‑ любая игра протекает внутри игрового пространства;

‑ игра есть борьба за «что-нибудь» или представление чего-нибудь;

‑ в игре человек становится другим, «переодевается», играет «чужую» роль;

‑ игра обладает повторяемостью, ее можно сыграть вновь или начать заново;

‑ игра характеризуется эмоциональным напряжением, азартом;

‑ у каждой игры есть свои правила, которые в некоторых играх могут изменяться по ходу дела;

‑ между участниками игры возникают особые отношения, свой мир, общество, организация.

18. Основные виды игр и их функции. По функциям и сферам бытования можно выделить следующие основные виды игры:

‑ игры освоения (детские);

‑ учебные и учебно-тренировочные;

‑ спортивные;

‑ развлекательные (рекреационные);

‑ деловые;

‑ военные;

‑ математические;

‑ политические;

‑ сакрально-священные;

‑ любовно-эротические.

Основные функции игры: освоение мира, отдых (релаксация), освобождение, обучение, воспитание, приобретение опыта деятельности, тренировка, обучение, самоутверждение, компенсаторная, аксиологическая, праксеологическая (в смысле духовного делания), моделирующая, мифологическая.

Жизнь Игра
Первична и неповторима Вторична и повторяема
Фатальна, обладает некоторой предопределенностью Обладает открытым финалом, неопределенна
Зависима, детерминированна Свободна, независима
Протекает в открытом пространстве Протекает в закрытом пространстве
Однопланова, самотождественна Двупланова, условна
Утилитарна, подчинена заботе и нужде Внеутилитарна, бескорыстна, радостна

В игровых формах культуры содержится выход за пределы жесткой детерминации в сферу свободы для творческой самореализации и самоосвоения, для оптимизирующей настройки на идеальные цели и смыслы культуротворчества.

19. Праздник как игровой феномен культуры. В основе праздника лежат ритуал и обряд. Ритуалом называют последовательность символических действий, наполненных сакральным, магическим или ценностным смыслом, имеющих целью духовно-энергетическое воздействие на мир. Ритуал является средством передачи мифологических, духовных ценностей, средством освоения времени через воспроизводство духовных традиций. В широком смысле слова ритуалом называют установленный, традиционный порядок действий, церемонию, наполненную символическим смыслом. Обряд ‑ это социально оформленный и обставленный ритуал, являющийся технологической схемой обряда. Мифологический обряд ‑ это временное возвращение к дням «творения», когда сущностные силы мира действовали более энергично и активно. Обряд преследует цель зачерпнуть этой силы и энергии, возобновить ее запас, активизировать замедлившие свой бег процессы существования, когда-то начатые тотемами-первопредками. основе праздника лежат ритуал и обряд. Ритуалом называют последовательность символических действий, наполненных сакральным, магическим или ценностным смыслом, имеющих целью духовно-энергетическое воздействие на мир. Ритуал является средством передачи мифологических, духовных ценностей, средством освоения времени через воспроизводство духовных традиций. В широком смысле слова ритуалом называют установленный, традиционный порядок действий, церемонию, наполненную символическим смыслом. Обряд ‑ это социально оформленный и обставленный ритуал, являющийся технологической схемой обряда. Мифологический обряд ‑ это временное возвращение к дням «творения», когда сущностные силы мира действовали более энергично и активно. Обряд преследует цель зачерпнуть этой силы и энергии, возобновить ее запас, активизировать замедлившие свой бег процессы существования, когда-то начатые тотемами-первопредками.

Праздники классифицируют следующим образом: государственные, общественно-политические, гражданские, международные, спортивные, национально-традиционные, религиозные, местные, трудовые, профессиональные, молодежные, детские, семейно-бытовые. Но особенно важно различать по характеру и степени вовлеченности в них участников на два типа: карнавальные и зрелищные. Если во втором типе праздника его участники делятся на активных исполнителей обрядов и относительно пассивных зрителей, то в карнавальных праздниках такого разделения нет.

Почему праздники доставляют людям радость? Главных причин две: во-первых, праздники служат подкреплению, возобновлению надежд на исполнение желаний, установление социальной гармонии; во-вторых, в отличие от будничной жизни, отягощенной ответственностью, заботами и тяготами трудовой деятельности, праздник превращает жизнь в игру, где происходит «выключение» ответственности, социального контроля, временное снятие серьезности жизни, различных ограничений и табу, освобождение от них для естественного самовыражения и самореализации.

Таким образом, основные характеристики праздника:

‑ утверждение и переживание связи времен;

‑ утверждение надежды на гармонию;

‑ игровой характер;

‑ свобода от ответственности и заботы;

‑ радость и общение;

‑ самовыражение и самореализация;

- отдых.

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: