17. Возникновение и сущность игры. Основные теории возникновения игры: 1) игра возникает из избытка сил, когда человек или животное сыты и физиологические потребности удовлетворены; 2) игра возникает от усталости и недостатка сил, в связи с необходимостью отдохнуть и развлечься; 3) игра возникает в связи с необходимостью обучения и тренировки, подготовки к будущей практической деятельности; 4) игра возникает в связи с потребностями психорегуляции, получения удовольствия от деятельности, не имеющей внешней цели; 5) игра возникает из потребности к подражанию и имитации каких-то форм деятельности, осваивая которые человек начинает играть, воспроизводя различные варианты этих форм.
Л. С. Выготский определял игру как «иллюзорную реализацию нереализуемых желаний».
Основные признаки игры, по характеристике Й. Хёйзинги, следующие:
‑ всякая игра есть, в первую очередь, «свободная деятельность»;
‑ игра изолирована от обычной жизни местом и временем;
‑ любая игра протекает внутри игрового пространства;
|
|
‑ игра есть борьба за «что-нибудь» или представление чего-нибудь;
‑ в игре человек становится другим, «переодевается», играет «чужую» роль;
‑ игра обладает повторяемостью, ее можно сыграть вновь или начать заново;
‑ игра характеризуется эмоциональным напряжением, азартом;
‑ у каждой игры есть свои правила, которые в некоторых играх могут изменяться по ходу дела;
‑ между участниками игры возникают особые отношения, свой мир, общество, организация.
18. Основные виды игр и их функции. По функциям и сферам бытования можно выделить следующие основные виды игры:
‑ игры освоения (детские);
‑ учебные и учебно-тренировочные;
‑ спортивные;
‑ развлекательные (рекреационные);
‑ деловые;
‑ военные;
‑ математические;
‑ политические;
‑ сакрально-священные;
‑ любовно-эротические.
Основные функции игры: освоение мира, отдых (релаксация), освобождение, обучение, воспитание, приобретение опыта деятельности, тренировка, обучение, самоутверждение, компенсаторная, аксиологическая, праксеологическая (в смысле духовного делания), моделирующая, мифологическая.
Жизнь | Игра |
Первична и неповторима | Вторична и повторяема |
Фатальна, обладает некоторой предопределенностью | Обладает открытым финалом, неопределенна |
Зависима, детерминированна | Свободна, независима |
Протекает в открытом пространстве | Протекает в закрытом пространстве |
Однопланова, самотождественна | Двупланова, условна |
Утилитарна, подчинена заботе и нужде | Внеутилитарна, бескорыстна, радостна |
В игровых формах культуры содержится выход за пределы жесткой детерминации в сферу свободы для творческой самореализации и самоосвоения, для оптимизирующей настройки на идеальные цели и смыслы культуротворчества.
|
|
19. Праздник как игровой феномен культуры. В основе праздника лежат ритуал и обряд. Ритуалом называют последовательность символических действий, наполненных сакральным, магическим или ценностным смыслом, имеющих целью духовно-энергетическое воздействие на мир. Ритуал является средством передачи мифологических, духовных ценностей, средством освоения времени через воспроизводство духовных традиций. В широком смысле слова ритуалом называют установленный, традиционный порядок действий, церемонию, наполненную символическим смыслом. Обряд ‑ это социально оформленный и обставленный ритуал, являющийся технологической схемой обряда. Мифологический обряд ‑ это временное возвращение к дням «творения», когда сущностные силы мира действовали более энергично и активно. Обряд преследует цель зачерпнуть этой силы и энергии, возобновить ее запас, активизировать замедлившие свой бег процессы существования, когда-то начатые тотемами-первопредками. основе праздника лежат ритуал и обряд. Ритуалом называют последовательность символических действий, наполненных сакральным, магическим или ценностным смыслом, имеющих целью духовно-энергетическое воздействие на мир. Ритуал является средством передачи мифологических, духовных ценностей, средством освоения времени через воспроизводство духовных традиций. В широком смысле слова ритуалом называют установленный, традиционный порядок действий, церемонию, наполненную символическим смыслом. Обряд ‑ это социально оформленный и обставленный ритуал, являющийся технологической схемой обряда. Мифологический обряд ‑ это временное возвращение к дням «творения», когда сущностные силы мира действовали более энергично и активно. Обряд преследует цель зачерпнуть этой силы и энергии, возобновить ее запас, активизировать замедлившие свой бег процессы существования, когда-то начатые тотемами-первопредками.
Праздники классифицируют следующим образом: государственные, общественно-политические, гражданские, международные, спортивные, национально-традиционные, религиозные, местные, трудовые, профессиональные, молодежные, детские, семейно-бытовые. Но особенно важно различать по характеру и степени вовлеченности в них участников на два типа: карнавальные и зрелищные. Если во втором типе праздника его участники делятся на активных исполнителей обрядов и относительно пассивных зрителей, то в карнавальных праздниках такого разделения нет.
Почему праздники доставляют людям радость? Главных причин две: во-первых, праздники служат подкреплению, возобновлению надежд на исполнение желаний, установление социальной гармонии; во-вторых, в отличие от будничной жизни, отягощенной ответственностью, заботами и тяготами трудовой деятельности, праздник превращает жизнь в игру, где происходит «выключение» ответственности, социального контроля, временное снятие серьезности жизни, различных ограничений и табу, освобождение от них для естественного самовыражения и самореализации.
Таким образом, основные характеристики праздника:
‑ утверждение и переживание связи времен;
‑ утверждение надежды на гармонию;
‑ игровой характер;
‑ свобода от ответственности и заботы;
‑ радость и общение;
‑ самовыражение и самореализация;
- отдых.
-