Лекция № 9. Досуговая деятельность и социально-культурные процессы
Сфера досуга и свободного в советский период являлась объектом государственного регулирования и культурной политики.
Быт, досуг, а также оздоровительная, и культурно-досуговая сфера советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка.
Государственно-партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность.
Этнонациональные традиции, религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.
После смерти Сталина в 1953 г. обстановка в стране начала меняться. Наступил период, вошедший в современный лексикон под названием "оттепели".
Решения 20 съезда КПСС и постановление ЦК партии «О преодолении культа личности и его последствий» (30 июня 1956 г.) дали толчок к оживлению демократических самодеятельных начал в учреждениях культуры.
В этот период более регулярно стали проводиться конференции и совещания работников культуры.
В практике работы учреждений культуры постепенно стали возрождаться демократические формы их организации.
С зарубежными государствами укреплялись политические, экономические и культурные контакты
Вместе с тем кардинальных перемен в жизни страны добиться не удалось.
Причина заключалась в том, что незыблемым оставался сам характер утвердившегося в СССР общественного строя и идеологические основы, на которых он зиждился.
Несмотря на некоторые послабления в духовной сфере, партия не изменила существенным образом отношения к культуре.
Одновременно с появлением таких произведений, как "Оттепель" И. Эренбурга, "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына, "Не хлебом единым" В. Дудинцева, которые по старым "сталинским" меркам относились к разряду "крамольных",
было организовано политическое преследование поэта
Б. Пастернака (1959-1960 гг.) за опубликование им за
рубежом романа "Доктор Живаго".
В 1962 году была разгромлена выставка в Манеже, в результате чего подверглись резкой критике художники-авангардисты. Среди них был получивший в последующие годы широкое общественное признание скульптор Э. Неизвестный.
С 1956 г. стал осуществляться перевод рабочих и служащих на 7-ми и 6-часовую рабочую неделю, завершившийся к I960 г.
В 1967 г. в стране в законодательном порядке был установлен новый режим работы для всех рабочих и служащих государственный предприятий, учреждений и организаций: 41-часовая рабочая неделя с 2-мя выходными днями.
Другим важнейшим фактором, воздействующим на сферу досуга, явилось повышение образовательного уровня населения в эти годы.
В течение 1959-1965 гг. была в основном реализована идея обязательного 8-летнего обучения детей и положено начало переходу к всеобщему обязательному среднему политехническому образованию в городе и деревне.
В 1963 г. было проведено расширение заочного и вечернего высшего и среднего специального образования за счет создания новых филиалов, отделений и учебно-консультационных пунктов высших и средних специальных учебных заведений при промышленных предприятиях,
Отменена с середины 50-х гг. плата за обучение в старших классах средней школы, в средних специальных и высших учебных заведениях.
Немаловажную роль в развитии досуговой деятельности сыграли процессы урбанизации.
С середины 50-х гг. усилилась миграция сельского населения в города, чему способствовало введение паспортного режима для крестьян.
Сельские мигранты привносили в бытовую жизнь города многие черты сельского образа жизни.
Взаимопроникновение городского и сельского образа жизни, переплетение отдельных их элементов отражалось на досуговой сфере.
Происходили значительные перемещения людей в пределах страны в связи с развернувшейся с 1954 г. кампанией по освоению целинных и залежных земель, а также начавшимся с 1959 г. крупным промышленным строительством в районах Сибири и Дальнего Востока.
В процессе освоения новых территорий происходило образование новых социальных общностей, в структуре досуга которых нередко наличествовали различные культурные образцы, формы деятельности и общения, усвоенные людьми в условиях прежних мест своего пребывания.
Огромное влияние на досуг населения оказало развитие средств массовой информации:
была достигнута практически полная радиофикация страны,
увеличился выпуск печатной продукции (газет, журналов, художественной и другого вида литературы),
появились новые аудиовизуальные средства в сфере культуры,
массовое распространение телевидения,
шло развитие звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники: радиол, магнитофонов,
стало входить в жизнь цветное, широкоэкранное, стереофоническое кино.
Все это стимулировало появление новых видов культурно-досуговой деятельности.
В 1963 г. была предпринята первая попытка социологического анализа свободного времени в Институте общественного мнения газеты "Комсомольская правда", которая вылилась в крупномасштабное социологическое исследование, охватившее практически всю страну.
В результате были получены данные о структуре свободного времени всех основных групп городского населения.
У разных групп населения, существовали общие признаки образа жизни: сходные виды культурно-досуговых занятий, общие мировоззренческие регуляторы деятельности.
Членам среднестатистической семьи был доступен ряд жизненно важных культурных благ: обучение детей (от школы до вуза), медицинское обслуживание, организованный отдых (в том числе туристический, санаторный), освоение культурных ценностей.
Семья имела двух- или трехкомнатную квартиру со стандартным набором мебели и электробытовых приборов.
Советский период примечателен тем, что была достигнута наиболее возможная в условиях полного государственного регулирования потребительская, образовательная, информационно-культурная общность граждан страны.
Активизировалась работа клубных учреждений по проведению всевозможных праздников.
С начала 50-х гг. в стране начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям,
На протяжении 50-60-х гг. повсеместно городские и сельские клубные учреждения налаживают регулярную работу по организации подобных трудовых праздников, например, "Дня железнодорожника", "Дня строителя", "Дня шахтера", "Дня металлурга", "Дня рыбака", "Дня животновода", "Дня зоотехника" и т.д.
• Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая).
Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека (День совершеннолетия, вручение паспорта, посвящение в рабочие или студенты).
С 50-х годов с ростом туристского движения музеи расширили свои формы культурно-массовой работы – появились «Дни открытых дверей», передвижные выставки и лектории.
Возродились народные университеты, появились университеты повышения квалификации.
Профессиональные творческие коллективы участвовали по договору в выездных концертах.
В патриотическом воспитании трудящихся с конца 50-х — начале 60-х годов-стали играть заметную роль праздники улиц, постепенно превращавшиеся в новую эффективную' форму работы.
В их проведении участвовали не только клубы, библиотеки, музеи, но также уличные комитеты, домоуправления, женсоветы.
На них рассказывалось об истории улицы, памятном событии или биографии человека, давших улице наименование.
В целях пропаганды научно-технического прогресса проводились "Дни техники", "Технические декады", "Недели технического прогресса".
Такие "дни", "декады", "недели" представляли собой комплекс мероприятий, состоящих из лекций, встреч с руководителями предприятий, учеными, показа кинофильмов.
В завершение всего посетителям предлагалось посмотреть выступление агитбригады или концерт художественной самодеятельности.
«Воскресные чтения" посвящались различным темам и включали лекции, доклады, сообщения о событиях внутри страны и за рубежом, сведения из области литературы и искусства, вопросы и ответы, чтение вслух, встречи посетителей "чтений" с представителями власти, партийных органов, учеными, деятелями искусства, писателями, поэтами, показ новых фильмов и концертов художественной самодеятельности.
"Воскресные чтения" проводились регулярно (еженедельно или 2-3 раза в месяц в установленные воскресные дни).
В канун празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина повсеместно стали проводиться так называемые "Ленинские" и "Октябрьские чтения".
В период подготовки и празднования 50-летия образования СССР получают распространение формы, объединенные тематикой в циклы: тематические вечера и театрализованные праздники, посвященные этапам развития страны:
ленинские недели, уроки, научно-практические конференции, встречи соревнующихся хозяйств,
чествование передовиков производства, награжденных орденами Ленина,
кинофестивали, книжные выставки, праздники улиц, колхозов, предприятий, названных этим именем, заочные экскурсии по ленинским местам.
В конце 50-х гг. началось массовое движение под названием "бригады коммунистического труда", девиз которых был "работать, учиться и жить по-коммунистически",
в клубах стали создаваться "школы новаторов".
В рамках этих школ организовывались встречи молодых рабочих с передовиками производства, рационализаторами и изобретателями, встречи "бригад коммунистического труда",
позднее в 60-х гг. клубы проводили марши и слеты "ударников коммунистического труда".
Популярность у населения завоевали семейные вечера отдыха. Семейные вечера часто посвящались трудовым успехам (например, вечера отдыха старейших производственников и др.), приурочивались к праздникам, но также проводились и просто как вечера отдыха.
Имелся опыт создания "кафе" в рабочих клубах, которое становилось местом отдыха рабочих и их семей.
По аналогии с популярной телевизионной передачей "Голубой огонек" в клубных учреждениях стали устраиваться вечера отдыха с идентичным названием.
С 60-х гг. стали создаваться "Клубы выходного дня", предусматривающие организованный отдых для детей и взрослых.
Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.)
Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ.
По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубы любознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы с широкой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»).
К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями.
Происходит повышение интереса населения к разного рода любительским занятиям, начиная с середины 50-х гг. и в дальнейшем постепенно усиливаясь.
Стихийно при различных учреждениях культуры (Домах и Дворцах культуры, клубах, библиотеках, музеях и др.) стали возникать объединения любителей поэзии, театра, музыки, кино, любителей-садоводов, огородников, рыболовов, охотников, объединения коллекционеров разного профиля и т.д.
Увеличилось число людей, увлекающихся техническим творчеством.
Расширился контингент участников художественной самодеятельности при клубных учреждениях, на предприятиях, в колхозах и совхозах; стали возникать фотостудии, киностудии и т.д.
Развитие самодеятельного творчества стимулировалось государственными и общественными организациями. Для этого выделялись специальные средства, устраивались всевозможные смотры, фестивали, выставки, слеты и т.д.
В период подготовки к молодежным форумам в городских клубных учреждениях стали создаваться объединения молодых людей, целью которых была подготовка к важным событиям, например, "Беспокойные сердца", "Друзья фестиваля", "Дружба", "Верные друзья".
В это же время появились первые студенческие клубы и клубы молодых рабочих. Большинство подобных объединений не имело первоначально даже собственного здания, но затем, добившись разрешения властей, они возводили его собственными силами или реконструировали какое-нибудь отданное в их распоряжение старое строение.
С середины 50-х получили распространение агитбригады. Они представляли собой небольшие молодежные коллективы, ставящие своей целью агитационно-пропагандистскую работу, но с использованием разнообразных видов и жанров художественной самодеятельности. Члены бригад самостоятельно создавали сценарии своих выступлений, часто основывающиеся на местном материале, придумывали декоративно-художественное и музыкальное оформление.
На рубеже 50-60-х годов появились первые клубы самодеятельной песни, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, художественной гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли.
Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).
Возросла роль музеев в системе организованного досуга.
Уже в первые послевоенные годы музеи стали уделять значительное внимание краеведческой работе. В дальнейшем музеи постепенно превращались в подлинные центры собирательской деятельности в краях, областях, автономных республиках, стремясь вовлечь в нее на общественных началах широкий круг людей разных специальностей.
Музеи вели поиски в направлении расширения контингента посетителей.
Наиболее приемлемым в этом отношении оказалось создание передвижных выставок, передвижных лекториев и передвижных музеев, особенно для обслуживания сельского населения.
Активными пропагандистами литературы по различным отраслям промышленного и сельскохозяйственного производства являлись библиотеки.
Для этого они продолжали использовать читательские конференции, диспуты, выставки..
В конце 50-х годов в стране широко развернулась прогрессивная форма обслуживания читателей — открытый доступ к книгам.
Повышение исполнительского мастерства привели к появлению самодеятельных художественных коллективов, которым стали присваивать звание народных.
В первую очередь это были народные драматические театры.
Это звание присваивали Министерства культуры союзных республик коллективам, работавшим при государственных клубных учреждениях.
Наряду с народными театрами начали появляться народные хоровые, музыкальные, танцевальные и другие коллективы.
Большую роли в организации досуга играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты).
На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха.
При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.
В 70-80-е годы возрастает тенденция к «одомашниванию» досуга (развитие телевидения, художественное творчество стало обретать характер «хобби», проявляясь в кругу родных и друзей).
Широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд).
Набирали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, фанаты и др.
Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, послушать концерт художественной самодеятельности.
С середины 50-х с развитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельные помещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки.
Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома.
Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, «детские комнаты».
Организацию досуга брали на Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Туристические походы и экскурсии приобретают все большую значимость как формы семейного досуга.
При предприятиях, спортивных организациях, в учебных заведениях, учреждениях культуры возникали туристические секции, клубы туристов.
Новым направлением туристской деятельности явилось развитие иностранного туризма, чем способствовало создание в стране Всесоюзного акционерного обществе "Интурист".
Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП.
Появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры в крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга. себя женсоветы или домовые комитеты.
Последовательное сокращение рабочего дня, стимулировало развитие традиционного внесемейного общения в сфере досуга, принимавшего формы "гостевания" (прием и хождение в гости),
а также "мужских", "женских", "молодежных" компаний, собиравшихся на дому и за его пределами, на улицах близ мест проживания, в парках, садах, скверах.
В зависимости от возраста, уровня образования, семейного положения жители в таких кампаниях проводили свободное время:
в С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения).
С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения.
Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации досуга, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. играх неспортивного характера (лото, домино в городской среде среди лиц с невысоким уровнем образования);
на танцах (привлекательны для молодежи;)
посещая театры, кино выставки и другие учреждения культуры, спортивные залы, участвуя в туристических поездах (деятельность более интеллектуального содержания, отличавшая людей образованных)
Большую роль в обобщении и пропаганде передового практического опыта играли специальные газеты и журналы — «Советская культура», «Культурно-просветительная работа» и «Библиотекарь», «Клуб» (позже переименованный в «Клуб и художественная самодеятельность»),
издательству «Советская Россия» было поручено издание литературы по вопросам культурно-просветительной работы взамен упраздненного Госкультпросветиздата.
С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения).
С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения.
Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации досуга, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга.
Увеличению количества организованных форм в структуре досуга способствовала и государственная политика по развитию социально-культурной инфраструктуры.
Начиная с середины 50-х гг. в стране развернулось широкое строительство учреждений культуры: клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров, музеев;
в городах и крупных селах при клубных учреждениях создавались парки культуры и отдыха, оборудовались скверы, танцевальные и спортивные площадки и т.д.
в 50-60-е гг. увеличилось число санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристско-спортивных баз, где для отдыхающих устраивались всевозможные экскурсии, посещения различных публично-зрелищных мероприятий и другие культурные акции.
На территории страны сложилась единая информационная социокультурная инфраструктура.
В крупных, средних, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами.
Хуже дело обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.
Продолжает формироваться в районах сеть КДУ, в том числе передвижных.
На селе начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС), в которых сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территории сельсоветов, хозяйств.
Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников.
С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).
Но воспитательный потенциал, заложенный в комплексном обслуживании населения в ряде регионов страны полностью не был реализован: недоставало материально-технической базы, квалифицированных кадров.
На централизацию клубов и библиотек, так и на создание культурно-спортивных комплексов возлагались большие надежды, прежде всего, на улучшение качества работы досуговых учреждений и их эффективность в работе с населением.
К сожалению, этого не произошло, за исключением отдельных районов.
Централизация и создание культурно-спортивных комплексов проводились повсеместно, часто без учета местных особенностей и добровольности участия организаций в этом процессе.
Однообразие никогда не приводит к хорошим результатам, и поэтому в отдельных регионах эти процессы происходили насильственно и не принесли никаких практических результатов.
Среди досуговых занятий населения возросло количество занятий, имеющих целью самообразование.
В значительной мере этому способствовало появление в сфере досуга различных образовательных структур: университетов культуры, эстетического воспитания, научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний, ставящих своей задачей помочь человеку в его художественном, научном развитии, в приобретении необходимых сведений и навыков в воспитании детей.
В условиях советского государства "политическое самообразование" навязывалось населению правящей коммунистической партией и сводилось к изучению "марксистско-ленинской" теории и основанных на ее постулатах внутренней и внешней политики государства.
В стране была создана целая система политического просвещения, включавшая в себя комплекс специализированных учреждений:
дома и кабинеты политического просвещения крайкомов, горкомов, райкомов КПСС, партийных комитетов, первичных партийных организаций марксизма-ленинизма.
На промышленных предприятиях, в организациях, учебных заведениях, колхозах и совхозах действовали политические кружки, проводились семинары, политинформации, устраивались дискуссии на политические темы, теоретические конференции, собеседования.
Проявилось стремление со стороны партийного аппарата использовать сферу досуга для идеологической обработки людей.
Административная система управления стала рассматривать соревнование преимущественно как моральное средство воздействия на трудящихся, подкрепляя его лозунгами, призывами, лекциями и преуменьшая его экономическую основу.
Реальная трудовая состязательность все более стала подменяться соревнованием на словах и на бумаге.
Важно было поголовное участие, принятие обязательств, а не конечные результаты труда.
Постепенно заложенный в социалистическом соревновании стимулирующий воспитательный потенциал уступал место формализму, показухе в его организации и пропаганде.
Постепенно в лекциях, читаемых в учреждениях культуры, принцип научности подменяет начетничество, отрыв от конкретно-исторической обстановки, политико-экономических и хозяйственных задач, что давало слабый социально-педагогический эффект.
1945-1970-х гг. значительно сократилось время, затрачиваемое на отправление религиозных обрядов. Основной причиной данного явления была антирелигиозная борьба, развернувшаяся в государстве практически сразу после событий октября 1917.
В течение 1945-1970 гг. количество верующих в стране значительно сократилось. Приверженцами религии оставались преимущественно старые люди.
В середине 60-х годов борьба с субъективизмом и волюнтаризмом за полное преодоление последствий культа личности не привела к ожидаемым результатам, накапливались проблемы, требовавшие значительных решений.
Один из недостатков этого периода - погоня за количественными показателями в ущерб качественным, поспешное присвоение некоторым коллективам звания «коммунистических», хоты они его и не заслужили, что компрометировало, опошляло движение за коммунистический труд, наносило ущерб социально-культурной деятельности в трудовых коллективах.
В силу социально-исторических условий, когда перед людьми ставились нереальные задачи, в которые они не верили, личность не могла себя реализовать, ее развитие было заторможено.
На смену добровольности нередко приходит обязательность в участии мероприятий, творчеству - формализм, самоуправлению - команда, что не могло способствовать формированию глубоких интересов к какому-либо виду занятий.
В стране не было свободного доступа к информационным и художественным каналам СМИ зарубежных стран.
Трудно было познакомиться и с отечественным аналитическим и художественным наследием дореволюционного периода.
Информационно-художественная и культурная продукция, создаваемая за рубежом, доходила до советской аудитории лишь после тщательной цензуры.
Особенно непримирима была советская пропаганда по отношению к зарубежной массовой культуре, к информации о качестве и уровне жизни граждан развитых стран, к современным формам общественной информации и искусства.
Ленинские идеи канонизировались, новые документы о жизни и деятельности Ленина держались в секрете.
Мероприятия носили кампанейский, пропагандистский характер, а строгая идеологическая регламентация, не терпящая инакомыслия, не давала возможности проявлять местную инициативу, неформальную активность.
Это время дальнейшего усиления идеологического нажима, бурного наступления «единомыслия», что не могло не отразиться на психике людей.
К старыми формам, которые насаждались в учреждениях культуры, культпросвет работники и население относилось без особого энтузиазма.
Быстро развивавшееся телевидение ускоряло падение популярности и привлекательности деятельности учреждений культуры у людей.
Негативные явления в социальной и культурной среде привели многих инициативных людей к разочарованию в декларированных целях и выдуманных лозунгах «развитого социализма».
После принятия на ХХII съезде КПСС в 1961 г. "программы развернутого строительства коммунистического общества" был сделан еще больший акцент на роли учреждений культуры в "коммунистическом воспитании" трудящихся.
Это было связано с высказанной на съезде идеей о необходимости формирования "нового человека" - "строителя коммунизма", который должен обладать определенным набором качеств: "политической убежденностью", "коммунистической сознательностью«.
Сеть театров, клубов, Дворцов и Домов культуры, библиотек, музеев должна была эффективно служить делу коммунистического воспитания трудящихся.
Втиснутые в жесткие идеологические рамки учреждения культуры вынуждены были значительную часть своих усилий тратить на поиски новых подходов в пропаганде партийных идей.
В данный период наблюдался процесс торможения, когда эффективность деятельности учреждений культуры определялась по числу посещаемости и мероприятий, которые из года в год росли и наконец достигли неправдоподобных величин.
Мнимое улучшение фактически порождало лицемерие, косность, бессмысленное бумаготворчество/
Возникла благодатная почва для постоянного искажения истины средствами массовой информации.
Требовались кардинальные перемены в организации социально-культурной деятельности, обогащении ее содержания, приближении к реальным запросам и нуждам людей.
Лозунг социализма «Все во имя человека, все для человека» в реальной жизни обращался в остаточной принцип по отношению к социально-культурной сфере.
Тенденция к уравнительности порождала иждивенчество, отрицательно влияла на количество и качество труда, снижала стимулы повышения его эффективности.
Это обусловило двойственность сознания и поведения, неуважение к науке, знанию, культуре.
С 1964 г. с приходом к власти нового руководства началось постепенное отступление от всего того, что намечалось и делалось в предыдущий период. Прекратились демократические преобразования в области политики и экономики.
Предпринимались попытки политической реабилитации Сталина. Продолжалась борьба с «инакомыслием», хотя возвращения к сталинским репрессиям не произошло.
Взятые новым руководством на вооружение методы и средства управления обществом наиболее отчетливо проявились уже в последующие годы. Все, что выходило за пределы "дозволенного", отбрасывалось, запрещалось, замалчивалось.
Закрытые архивы, спецхраны библиотек были неотъемлемыми атрибутами советского общества
Из круга чтения людей исключались по идеологическим соображениям миллионы видающихся произведений.
Изъятые из обращения книги в небольшом количестве экземпляров поступали в спецхраны ряда крупных библиотек, доступ в которые был затруднен.
Проводившаяся в советском государстве политика "дозирования" в приобщении народа к культурным благам пагубно отражалась на духовном развитии общества.
Она отторгала народ от многих достижений мировой и отечественной культуры, ограничивала их творческий потенциал, мешала получению полноценного образования, сужала духовную базу культурно-досуговой деятельности.
В вышедшем постановлении ЦК партии от 26 апреля 1979 года были сформулированы задачи улучшения идеологической, политико-воспитательной работы.
Этот документ воспринимается в настоящее время как типичный образец социальной демагогии.
В информационно-просветительной деятельности процветали волевые, некомпетентные подходы к формулированию целей социального образования, догматические, консервативные методы их осуществления.
Безынициативность, самоуспокоенность и благодушие привели к заторможенности.
Обстановка в стране настоятельно требовала кардинальных решений по перестройке социального образования.
В условиях дефицита сведений о мировой практике в области быта, досуга советским людям, особенно молодежи, казалось, что именно за рубежом достигнут высокий уровень жизни и отдыха для всего населения и что в этих областях в развитых странах не существует никаких проблем.
Конечно, это было не так, но в 1970-1980-е годы советской пропаганде уже перестали верить.
Широкий доступ людей к отечественным и зарубежным материалам СМИ во время перестройки окончательно обесценил идеологию советского марксизма.
Все это свидетельствовало, что к середине 1980-х годов в стране назрела необходимость перемен в сфере экономики и труда, в информационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.