Мера и любовь

Нравственность перед искушением иномирностью

боты, надежды и утраты. Божественная самодостаточ­ность не нуждается в смыслах. Именно смертность чело­века и его противостояние грядущему небытию наполня­ют его жизнь особым смыслом и драматизмом, совершен­но излишними для безмятежности Абсолюта. «Смысл и трагичность, — пишет В. В. Налимов, — синонимы, т. е. слова с взаимно связанными значениями. Только от­казавшись от смыслов, мы можем обрести великий по­кой. Мы его, наверное, и обретаем, уходя из жизни, погруженной в смыслы».

Проведенный анализ показывает, что эзотерически-психоаналитическая трансформация сознания, во-первых, чрезвычайно радикальна и ведет к фактическому само­уничтожению нашей земной личности, во-вторых, ко­нечно же, неприменима к опыту большинства людей, со­гласных преобразовывать свое «я» лишь в рамках обыч­ной жизни и чисто человеческих представлений. Это путь йогинов, экспериментаторов, святых, делающих свою душу полигоном специальных испытаний. Может быть, именно поэтому город Ауровилль, созданный как про­должение дела Шри Ауробиндо, стал в большей степени экзотикой, чем школой интегральной йоги для масс. Че­ловеку — человеческое.

Распространение и популяризация перечисленных ори­ентиров для изменения мировидения и жизнечувствова-ния могут играть в реальной конкретной жизни двоякую роль — позитивную и негативную. Негативная роль мо­жет выражаться в обосновании отказа от тех чисто чело­веческих добродетелей, которые применимы лишь к ко­нечному человеческому миру: заботы, привязанности, жалости, личностной целостности и т. д. Однако инте­реснее поговорить о позитивной роли. Мне кажется, что центральной здесь выступает проблема меры.


______________________________________ Лекция 8

Мера — одна из важнейших категорий философии, но мы почему-то редко прибегаем к ней, когда обраща­емся к экзистенциальным, жизненным, житейским про­блемам, когда говорим о сознании, переживании, по­ведении. Стало как бы общим местом то, что мера — характеристика количественная, а количественный под­ход невозможен там, где речь идет о душе и свободе. Конечно, понятие меры объединяет в себе соотноше­ние количества и качества, но это не значит, что мера присутствует только там, где применимы метры и кило­граммы. В реальной жизни мы всегда на интуитивном уровне руководствуемся чувством меры, интуицией меры, помогающей нам сохранять разграничительную линию между полезным и вредным, добрым и злым, справедливым и несправедливым. Нарушена мера, и белое стало черным, хорошее — плохим, веселое — пе­чальным, любовь — ненавистью.

Ориентация на бытие как результат трансформации сознания тоже должна осуществляться в определенной мере, в той, которая помогает человеку жить, а не уводит его из жизни, способствует его благополучию и счастью, а не заставляет его отказаться от обычного человеческого счастья как неистинного и не соответствующего идеалу.

Это, прежде всего, касается открытости человека миру, его способности расширять свой опыт до разме­ров Вселенной и сужать его до уровня клетки или ато­ма, но при этом оставаться самим собой, индивиду­альным духом, не теряющим своего личностного само­сознания. И здесь следует упомянуть широко извест­ных в мире, а теперь и в нашей стране авторов, таких как Станислав Гроф и Кен Уилбер. Экспериментируя с сознанием посредством ЛСД и дыхательных упраж­нений, Станислав Гроф описал «холотропную модель сознания», позволяющую получать состояния открыто­сти без длительных медитативных упражнений и изме­нения стиля и образа жизни. Опыт С. Грофа показал,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: