Лекция 10
ству человека всегда включает в себя не только чисто моральные черты, но самые разнообразные социальные качества, имеющие, однако, моральное значение и связанные с определенным нравственным идеалом. Подводя итог, можно заметить, что нынешнее воспитание ориентировано на образ свободного, самостоятельного, ответственного, критичного и в то же время терпимого и лояльного человека. Этот человек открыт для перемен и для творчества.
Разумеется, такой человек живет не в безвоздушном пространстве. Он тесно связан с другими людьми, с общественными и социальными структурами. Рассмотрим подробнее (хотя и не затрагивая специфики конкретных регионов и стран), какие социально-нравственные требования выдвигает социум к индивидам в основных сферах общественной жизни.
Сфера труда. Современный человек должен быть трудолюбивым. Трудолюбие (усердие, тщание) — одна из ведущих добродетелей протестантизма и входит составной частью в идеологию американизма, оказывающую сейчас влияние на весь мир. Пафос работы, производства, преобразования характерен не только для Америки, но также для европейских стран и вышедших на уровень мирового развития «азиатских драконов» (известно, что в Японии распространен тип человека-трудоголика, полностью погруженного в свою профессиональную деятельность). Лень, нерадивость, расхлябанность, пассивная созерцательность, ведущая к эскапизму (уходу от активной социальной жизни), неприемлемы для современного мира, так как не только несут в себе торможение развития социума и ухудшение жизни индивидов, но и грозят катастрофами глобального масштаба.
Разумеется, чтобы не быть разрушительной для человека, трудовая деятельность должна ограничиваться неки-
Зачем воспитывать человека?
ми внешними и внутренними рамками (всякое нарушение меры оборачивается злом!), и все же эталоном нравственности является неутомимый деятель, смелый в решениях, точный в исполнении, стяжающий успех на всяком поприще.
Можно сказать, что современное общество так же морально поощряет всякую предпринимательскую активность, всякое новационное действие, способное принести благо как людям, так и тому, кто взялся за свое дело, засучив рукава.
Сфера государственности. Инициативный и автономный человек конца XX и начала XXI в. должен быть законопослушным. Уплата налогов, соблюдение законов, уважение к государству — не только юридический, но и моральный долг. Характерная для западного общества теория общественного договора предполагает, что и правовые, и моральные отношения — суть единство, это соглашение о том, что люди принимают некие правила игры, помогающие им пресечь эгоистическую войну всех против всех, способную погубить человечество. Поэтому демократическое государство при всех его фактических минусах выступает как гарант мира, стабильности и возможной на данном этапе истории справедливости. Его следует уважать, почитать и поддерживать, ибо именно оно обеспечивает правовую базу и охрану частной собственности и частной инициативы, являющихся столпами наличного миропорядка.
Популярные и широко распространенные в XX в. идеи революционности к концу столетия резко сузили спектр своего влияния. Человек-революционер, потрясатель основ, титан, разрушающий мир «до основанья» и влекущий толпы вдохновенных сограждан в «прекрасное будущее» потерял былую привлекательность и перестал быть «нравственным идеалом». Реальная история, в том числе российская, показала, что «благими намерениями вы-