Основные подходы, реализуемые в ходе решения психологических задач

Все названные принципы реализуются в различных подходах к решению теоретических задач и задач прикладного характера. Основные подходы, предлагаемые к рассмотрению - системный подход; деятельностный подход; исторический подход.

Системный подход предполагает: рассмотрение изучаемого явления как системы, то есть как отграниченного множества взаимодействующих элементов; определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними; выявление внешних связей системы, выделение из них главных; определение функции системы и ее роли среди других систем; обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Применение исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения психологических явлений всех конкретных условий, в которых оно развивается: места, времени, конкретной сложившейся обстановки. Изучая психологические явления, психолог-исследователь должен помнить о том, что эти явления развиваются неравномерно, в процессе их развития постоянно возникают новые моменты и тенденции. Поэтому умение и искусство исследователя заключаются в его способности грамотно применить знания общих и особенных закономерностей развития психологических явлений для анализа конкретного явления, определения тех признаков, которые присущи только ему одному.

Принцип единства сознания и деятельности, реализованный в деятельностном подходе, раскрывает сложную диалектику взаимодействия сознания и деятельности. Сознание, психика каждого конкретного индивида в данный момент представляют собой продукт развития личности этого индивида в процессе всей его жизни. При этом основным фактором, формирующим психику человека, является деятельность. Сознание и деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Люди осуществляют ту или иную деятельность, психологическую структуру которой составляют общие цели, мотивы и способы. Вместе с тем деятельность группы оказывает формирующее влияние на психику каждого человека, которая, в свою очередь, проявляется в деятельности. Поэтому анализ результатов деятельности индивида, его поступки позволяют психологу судить о мотивах его поведения, оценивать другие свойства его личности.

Методологические принципы анализа психологических явлений лежат в основе всей деятельности ученого-психолога по изучению индивидов, различных групп, происходящих в них процессов. Они определяют общие требования к изучению любого конкретного психологического явления. Их знание и умелое применение позволяют избежать грубых ошибок в деятельности, повышают качество и сокращают время, необходимое для изучения того явления, которое интересует исследователя. Методологические принципы научного познания являются фундаментом, на котором базируется содержательный анализ объекта и предмета изучения.

Проблема биологического и социального в психологии. Одним из самых дискуссионных вопросов, всегда возникающих в процессе построения психологической реальности, являлся и есть вопрос о соотношении биологического и социального в психологии.

Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез).

Действительно, с одной стороны, такие процессы, как дыхание, питание, размножение, ставят человека в один ряд с другими представителями царства животных и являются биологическими (природными, врожденными). С другой стороны, речь, промышленность, сложные общественные процессы, абстрактное мышление принципиальным образом отличают нас от всех остальных живых существ.

Сама постановка проблемы «биологическое- социальное» в науке основывается на очевидном сочетании в каждом человеке большого количества свойств, одни из которых традиционно изучаются биологическими дисциплинами (генетика, физиология, антропология и т. д.), другие же описываются в терминах гуманитарных наук (философия, психология, социология и др.). При этом представители различных областей знания используют для анализа проблемы специфическую терминологию, рассматривают основной объект - человека - в разных аспектах.

Концепция индивидуальности. Подход к проблеме биологического и социального последовательно разрабатывался в отечественной психологии Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907-1972) и его последователями в рамках концепции индивидуальности. В одной из своих основных работ «Человек как предмет познания» Ананьев так определяет индивидуальность: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида».

Один из последователей Ананьева, Вольф Соломонович Мерлин (1892-1982), развивая теорию интегральной индивидуальности, выделял следующие ее системы и подсистемы.

1. Система индивидуальных свойств организма: биохимические; общесоматические; свойства нервной системы (нейродинамические).

2. Система индивидуальных психических свойств: психодинамические (свойства темперамента); психические свойства личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств: социальные роли в социальной группе и коллективе; социальные роли в социально-исторических общностях.

Таким образом, в ходе развития психологического знания было сформировано понимание индивидуальности как интегральной характеристики человека, подразумевающей иерархическое соотношение его свойств. Индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность.

Виды взаимодействия генотипа и среды. В психическом развитии ведущую роль играет взаимодействие генотипа и среды.

Изучение результатов взаимодействия разных генотипов с различными средовыми условиями приводит к выводу, что существует некая норма реакции - свойственный данному генотипу характер реакции на изменения условий среды, определяющий пределы изменения фенотипического признака.

Различают три вида взаимодействия генотипа и среды:

· пассивное, которое не предполагает целенаправленных действий со стороны индивида (например, ребенок эмоционально нестабильных родителей получает и гены, и семейную среду, способствующие развитию у него нейротизма);

· реактивное, имеющее место в том случае, когда среда "подстраивается" под генотип (например, если часто плачущий ребенок получает положительное подкрепление - игрушки, сладости, - то такая форма поведения закрепляется);

· активное, которое выражается в целенаправленных действиях индивида, связанных с поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа в фенотипе.

Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются иногда конкурируют друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: