Вопрос 3. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства показывает:

1. Из каких частей состоит внутренняя структура государства.

2. Каково правовое положение этих частей и их органов.

3. Как строятся отношения между центральными и местными органами государственной власти.

4. В какой форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Среди форм государственного политико-территориального устройства выделяются простые и сложные. Основанием для их различия является отсутствие или наличие в составе государства других государственных образований. К простым формам государственного устройства относятся унитарные государства; сложным – федерации.

Унитарным (от лат. "unitas" - единство) является государство, чье внутреннее территориальное деление имеет лишь административный характер и которое обладает единой властной системой с неделимым суверенитетом. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства.

3. Действует единое гражданство.

4. На территории унитарного государства составные части не обладают государственным суверенитетом (своей армии, внешнеполитических учреждений, своих закрытых органов и других атрибутов государственности). Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус.

5. На территории унитарного государства все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые представляют страну на международной арене.

6. На территории унитарного государства одноканальная система налогов, т.е. все налоги попадают в центр, а от туда уже в регионы.

Унитарные государства бывают централизован­ными — Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными — Ис­пания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользу­ются широкой автономией.

Федерация (от лат. "foedus" - союз) – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов.

2. В федерации существуют 2 уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский.

3. Верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть является федеральным государственным органом. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции и законы, не противоречащие федеральным.

5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют центральные органы государства.

6. Двуканальная система налогов.

Федерации делятся на: 1)национально-государственные (Югославия, Бельгия, Чехословакия до 1993 года), 2)административно-территориальные (США, ФРГ, Мексика) и 3)смешанные (ОАЭ, Индия, Россия).

Наряду с основными формами государственного устройства необходимо выделить отдельные формы соединения государств такие как конфедерации, империи, протектораты, унии и др.

Конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и про­чих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо от­сутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объедини­лись, и только координирующего свойства. Конфедерация пред­ставляет собой непрочное государственное образование и су­ществует сравнительно недолго: она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государ­ство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформиро­валась в федерацию. Признаки конфедерации имеются в Содружестве Независимых Государств (СНГ), Европейском союзе (ЕС).

Империями яв­ляются государственные образования, отличительные особен­ности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господ­ства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (напри­мер, Римская, Британская, Российская) существовали в раз­личные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства бо­лее сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Велико­британия оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат; в настоящее время действует протекторат США в отношении Пуэрто-Рико и Соломоновых островов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: