Вопрос 2. Форма правления

Фома правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления показывает:

1) как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

2) какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

3) как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны.

По данным признакам формы государственного правления разделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. "monos" - один, "archos" - правитель) – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и, как правило, переходит по наследству.

Признаки:

1) монарх ни перед кем не несет ответственности за свои поступки;

2) единоличный характер власти главы государства;

3) осуществление власти пожизненно и наследственный порядок ее передачи.

Монархии бывают двух видов:

1) неограниченная (абсолютная);

2) ограниченная (конституционная).

Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правления, где власть короля носит юридически неограниченный характер. При этом, абсолютные монархии отнюдь не являются авторитарными, единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этическими предписаниями, требованиями церемониала, т.е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают как моральный императив деятельности монарха и их нарушение не влечет юридической ответственности.

В условиях абсолютной монархии монарх сосредотачивает всю полноту верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Но в современных абсолютистских монархиях могут существовать отдельные элементы иных форм правления. При монархе иногда образуется представительный или исполнительный орган, имеющий совещательный характер. Абсолютный монарх может даровать конституцию (т.н. "октроированные", или дарованные конституции). Но такой конституционный акт никаких образом не ограничивает дальнейшие правовые и политические действия монарха. Примером такой конституции могут являться Конституционные законы 1992 г. в Саудовской Аравии.

Наиболее распространена эта форма правления была в Средние века. На сегодняшний день в мире сохранилось немного абсолютных монархий - Оман, Бахрейн, Кувейт, Бруней, Катар, Саудовская Аравия.

Конституционная (ограниченная) монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом или распределена с другим государственным органом. Эта форма правления может иметь две разновидности - парламентская и дуалистическая монархии. Парламентская – статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной жизни. Законодательная власть полностью подчинена парламенту; исполнительная власть – правительству. Дуалистическая монархия характеризуется четким разделением властей, при котором законодательная власть является прерогативой парламента, а исполнительная и судебная - монарха. Монарху в данном случае полностью подконтрольно и правительство.

В современном мире модель дуалистической монархии в классическом виде не сохранилась. Близки к ней формы правления в Иордании, Марокко, Непале, где формально существует дуалистическое разделение властей, но в действительности явно преобладает одна из них. Большинство современных монархий - парламентские. К их числу относятся Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Бельгия, Швеция, Малайзия, Таиланд, Япония.

Республика (от лат. "res publica" - общественное дело) – это такая форм правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

Современные республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными.

Президентская республика характеризуются:

а) внепарламентское избрание президента;

б) формирование правительства президентом;

в) отсутствие у президента права роспуска парламента или его нижней палаты.

Примерами президентских республик в современном мире яв­ляются США, Сирия, Бразилия, Мексика, Филиппины и др. Недостатком президентских республик считается тенденция к усилению президентской власти и превра­щению республики в суперпрезидентскую, где президент опира­ется в первую очередь на армию, а роль парламента номинальна.

Парламентская республика обладает следующими признаками:

а) глава государства избирается парламентом или специаль­ным парламентским органом;

б) правительство формируется парламентом из числа лиде­ров партий парламентского большинства и ответственно перед парламентом;

в) президент может распускать парламент или его нижнюю палату.

Парламентскими республиками являются Эстония, Молдова, Израиль, Италия, Германия, Чехия, Индия и т.д. Недостатками парламентских республик считаются нестабильность государственной политики и ее зависимость от рас­становки сил в парламенте, частая смена правительства вследствие вотумов недоверия.

Смешанные республики обладают признаками пре­зидентской и парламентской республик. Глава государства в таких рес­публиках обычно не относится ни к одной из ветвей власти (России, Франции, Финляндия, Турция, Польша, Португалия, Болгария, Австрия др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: