Формы и методы коммуникаций
Таблица 12
Формы и методы коммуникаций в организации
Выделяют две формы коммуникаций: вербальную и невербальную.
При вербальной коммуникации в качестве символа используются слова человеческого языка.
Невербальная коммуникация предполагает передачу информации при помощи движений человеческого тела.
Формы и методы коммуникаций представлены в таблице 12.
Формы коммуникаций | Основные (методы) средства коммуникаций | |
Вербальная | Устная | Конференцию совещания, доклады, презентации, групповое обсуждение, неформальные беседы и т.д. |
Письменная | Письма, меморандумы, отчеты, письменные доклады, записки, правила и процедуры, приказы, электронная почта. | |
Невербальная | Поведение человека, гримасы, взгляд, интонация, тембр голоса, поза, жесты |
Выбор метода коммуникации зависит:
– от характера передаваемой информации;
– от находящихся в распоряжении ресурсов;
– от особенностей получателя информации.
Как правило, используется несколько методов коммуникации, которые дополняют и усиливают друг друга.
Устная коммуникация наиболее эффективна с точки зрения привлечения внимания получателя информации и получения обратной связи.
Письменная – обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации, позволяет сохранить ее в неизменном виде в течении определенного времени.
Внутриорганизационные правила и процедуры – письменный документ компании, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни.
Электронная коммуникация в настоящее время является наиболее быстро развивающимся средством организационной коммуникации, позволяющим увеличивать интенсивность информационного обмена в сотни раз. Электронная коммуникация позволяет преодолеть проблему взаимодействия в географически разбросанной организации.
Однако использование электронных средств коммуникации порождает новые проблемы:
– сокращение прямых деловых контактов между сотрудниками приводит к исчезновению эмоционального аспекта в деловых отношениях;
– возможна перегрузка сотрудников объемом информации;
– сохранение конфиденциальности информации при использовании электронных сетей.
Используемые формы и методы коммуникаций должны учитываться в оргпроектировании.
Для выполнения своих функций сотрудники должны вступать во взаимодействие друг с другом. Система регламентации менеджмента определяет кто, с кем и в какой форме может общаться внутри организации.
В организации существует три основных направления коммуникационных потоков:
– сверху вниз;
–снизу вверх;
– по горизонтали.
Выделяют следующие этапы коммуникационного процесса:
– возникновение информации (зарождение идеи);
– кодирование и выбор средств передачи;
– передача сообщений;
– декодирование (перевод символов отправителя в мысли получателя);
– обратная связь.
Элементы коммуникационного процесса:
– отправитель – лицо, создающее или собирающее информацию и передающее ее;
– сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;
– канал – средство передачи информации;
– получатель – лицо. Которому предназначена информация и который ее интерпретирует.
Эффективность коммуникации снижают помехи и барьеры.
Помехи и барьеры – факторы, нарушающие качество сигнала.
Источниками помех и барьеров являются:
– язык (в вербальном или невербальном оформлении), что ведет к неправильной интерпретации сообщения;
– различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования;
– различия в организационном статусе между руководителем и подчиненным.