Размеры и структурные характеристики организации

Организационной структуры управления

Рисунок 12. Последовательность учета факторов при формировании

Теория организация характеризует масштабы/размеры организаций как важнейшую переменную, которая оказывает свое влияние на структурный дизайн. Обязательно ли организации становиться более бюрократической по мере своего роста и укрупнения? При каком именно размере организации бюрократические характеристики подходят ей лучше всего? Большинство исследований утверждает, что крупные организации отличаются от мелких по 4-м характеристикам:

1) формализация – то есть правила, процедуры, письменная документация. Практика свидетельствует, что более крупные организации являются и более формализованными (причина этого – в необходимости стандартизации и контроля над большим количеством персонала, подразделений, высшее же руководство способно лично контролировать лишь небольшие организации).

2) децентрализация – т.е передача прав на принятие решения по уровням иерархии. При централизации механизма управления все важные решения принимаются высшим руководством; при децентрализации – на более низком уровне иерархической лестницы. Отраженная во всех исследованиях тенденция такова: чем крупнее организация, тем больше она нуждается в децентрализации, поскольку появляются новые подразделения, и высший управленческий персонал перегружается работой, в том числе в связи с принятием решений.

3) сложность относится как к количеству уровней иерархии («вертикальная сложность»), так и к числу подразделений или рабочих мест («горизонтальная сложность»). По мере роста размеров организации растет и вертикальная и горизонтальная сложность, поскольку растет число сотрудников.

4) Коэффициенты по персоналу – показывают отношение численности административно-управленческого персонала ко всему персоналу организации.

В 1957-м году Сирил Н. Паркинсон вывел «Закон Паркинсона», по которому работа расширяется для того, чтобы заполнить время, имеющееся в наличии для ее завершения, т. е., что чиновники в известной мере склонны к размножению. Паркинсон предположил, что административный персонал глубоко заинтересован в своем расширении по многим причинам, включая возможность повышения собственного статуса в иерархии власти. Свой вывод Паркинсон проиллюстрировал на ситуации в британском адмиралтействе. Он показал, что с 1914 по 1928 год офицерский корпус увеличился на 78%, в то время как общий состав Военно-морских сил уменьшился на 32%, а количество зон военных действий сократилось на 68%.

Ряд недавних исследований показал, что в быстро растущих организациях административно-управленческий состав растет быстрее производственного персонала, а в компаниях, переживающих периоды спада, он сокращается медленнее, чем неуправленческий.

Таким образом, большие размеры организации обычно вызывают:

1) рост числа управленческих уровней (вертикальная сложность);

2) рост числа рабочих мест и подразделений (горизонтальная сложность);

3) растущую специализацию профессиональных навыков и функций;

4) увеличивающуюся формализацию;

5) большую децентрализацию;

6) уменьшение % высших руководителей;

7) увеличение % технического и профессионального вспомогательного состава;

8) увеличение % канцелярского и поддерживающего вспомогательного состава;

9) увеличение объема письменных коммуникаций и документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: