Основные подходы к оценке эффективности организационной структуры управления

Собственно «эффект» (от лат. effectus) и означает действенность, результативность, производительность. Эффектабсолютная величина каких-либо целенаправленных изменений в системе.

Эффективность (от лат. effectiveness) – степень реализации целей организации при минимальных, но необходимых затратах. Это – отношение результата деятельности организации к затратам на ее качественное достижение. Эффективность – относительная величина, т.е. результат сравнивается с затратами на его достижение. При этом результаты (Р) и затраты (З) могут быть сопоставимы в различных комбинациях:

– Р/З – результат, полученный на единицу затрат;

– З/Р – удельная величина затрат, приходящаяся на единицу полученного результата;

– (Р-З)/Р – удельная величина эффекта, приходящаяся на единицу получаемых результатов.

Эти простые соотношения являются базовыми при разработке показателей эффективности.

Критерий отражает сущность эффективности и предопределяет набор показателей, характеризующих достижение целей. Критерии оценки эффективности деятельности организации для всех заинтересованных лиц (собственники, менеджмент, кредиторы, персонал) могут отличаться.

Эффективность любой организации понятие многокритериальное. Дерево целей организации - иерархическая, многомерная модель целей. Выбор критериев и показателей для целеполагания определяет содержание иерархической многомерной модели эффективности.

Американский экономист Й. Шумпетер ввел понятие статической и динамической эффективности. Статическая эффективность - это эффективность функционирования организации во внешней среде без дополнительного роста. Она характеризует текущее состояние предприятия, т. е. решение вопросов тактики. От статической эффективности зависит конкурентоспособность организации в краткосрочном периоде. Динамическая эффективность - эффективность развития предприятия, которая собственно и обеспечивает его конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.

Приведенная ранее классификация целей организации дает основание для классификации и видов эффективности:

по степени значимости для организации разделяют стратегическую и тактическую эффективность;

– по отношению к внешней среде – внешняя и внутренняя эффективность;

– по содержанию выделяется технологическая, экономическая, производственная, научно-техническая, экологическая и социальная эффективность;

– по масштабу – общефирменная, внутрифирменная, групповая и индивидуальная эффективность;

- по общесистемным характеристикам – эффективность организационной структуры и эффективность механизма управления;

- по отношению к объекту и субъекту управления выделяют эффективность производства и эффективность управления.

Эффективность системы управления – это степень достижения поставленных перед производственной организацией целей, при минимальных, но необходимых затратах. В данном случае результаты соотносятся с затратами системы в целом (производственные затраты + коммерческие расходы + административно-управленческие расходы).

Первый подход. Наибольшее распространение получила точка зрения, что эффективность системы управления и ее организационной структуры следует оценивать через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта.

В основе этой точки зрения лежат три наиболее значимых аргумента:

1. В единстве производственной системы и системы управления, организационно-производственной структуры и организационной структуры управления предприятием определяющими являются первые. Процесс производства продукции является базисом, основой организационной системы. Процесс управления, являющийся информационным отображением производственного процесса, как фактор надстройки, вторичен к производственному процессу;

2. Система управления обеспечивает формирование и реализацию такого варианта развития, который предопределяет наилучшие в сложившейся ситуации конечные результаты, поэтому и оценивать её эффективность следует по показателям эффективности системы в целом;

3. Поскольку ресурсное обеспечение, регулирование процесса формирования совокупных затрат и контроль за их уровнем осуществляет система управления, ее эффективность (какое бы определение эффективности не использовалось) есть эффективность деятельности той организации, которой аппарат управляет, и наоборот, эффективность организации есть эффективность управления ею.

Второй подход. Формирование одного итогового критериального показателя, зависящего от частных показателей эффективности. Мультипликативный критерии может быть определен по формуле:

m

А = å qi Аi,

i=1

где: mi – количество частных показателей эффекта, принятых для оценки соответст­вующего обобщающего показателя;

qi – коэффициент весомости показателя (он устанавливается экспертным методом по характеру его влияния на результаты работы фирмы, при этом должно соблюдаться условие å q = 1);

Аi – оценка в баллах по шкале от 1 до «m».

Третий подход предусматривает оценку эффективности системы управления и организационной структуры преимущественно по качественным критериям, набор которых достаточно разнообразен. Это: простота, характеризующаяся количеством иерархических уровней структуры управления, экономия коммуникаций, количество отделов и мостов связи, профиль, и однородность задач каждого отдела, способ координации и др. В связи с появлением системного аудита, при оценке стоимости организаций, учитывается и управленческий аспект. Оценка эффективности системы управления производится экспертным методом по следующему перечню: набор общих и конкретных целей и функций управления, организационная структура управления, характеристика процесса управления, методы управления и разработки управленческих решений, состав технических средств управления и т. д.

Оценка эффективности организационной структуры чаще всего осуществлялась на основе локальных критериев косвенного характера: состав и количество структурных звеньев, число уровней иерархии, затраты на содержание аппарата управления и т. д.

Четвертый подход. Оценка эффективности деятельности организации и ее организационной структуры производится на основе ресурсно-потенциального подхода, согласно которого интегральная эффективность функционирования системы в целом «Э» есть функция реализации потенциала системы:

Э = f (Пв - Ив) ® max Уп,

где: Пв – потенциальные возможности системы;

Ив – уровень использования возможностей системы;

Уп – удовлетворение потребностей.

К потенциальным возможностям относятся кадры, финансы, средства производства, информационные ресурсы, организационный потенциал, инновационный потенциал и т. д., что в совокупности и составляет стратегический потенциал организации.

Пятый подход. Подход с точки зрения всех экономически заинтересованных сторон делает основной акцент на любой группе как внутри организации, так и за ее пределами, которая так или иначе связана с данной организацией и заинтересована в обеспечении ее нормального функционирования. Это и кредиторы, и поставщики, и сотрудники, и собственники / владельцы – все они являются заинтересованными сторонами. В рамках этого подхода (его также называют подходом «избирательных округов») показателем общеорганизационной эффективности служит степень удовлетворения запросов всех заинтересованных лиц / групп лиц, т.е. тех, у кого есть свой интерес к данной организации. У каждой такой заинтересованной стороны будет свой собственный (отличный от других) критерий эффективности, в основе которого будет лежать отличающий именно данную группу лиц (или лицо) личный интерес к организации.

Критерии эффективности у различных заинтересованных групп представлены в таблице 15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: