double arrow

Налоговая система и налоговое регулирование экономики


Государственный бюджет. Его доходы расходы.

Государственный бюджет называют главным звеном финансов и важнейшим инструментом социально-экономического регулирования. В бюджете концентрируется наибольшая часть валового национального продукта, треть или даже больше национального дохода перераспределяется через государственный бюджет.

Государственный бюджет –это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Основными источниками формирования доходов государственного бюджета являются:

ü Налоговые поступления;

ü Кредиты и займы;

ü Эмиссия денег.

Наибольший удельный вес в структуре доходов принадлежит налоговым поступлениям:

Ø НДФЛ – 13%;

Ø Налог на прибыль;

Ø НДС;

Ø Акцизы;

Ø Налог на имущество.

Вторым источником доходов являются государственный займы. Государственные бумаги – это самый ликвидный вид государственных активов. Владелец такой бумаги практически не несет риска, вкладывая деньги в эти бумаги.

Третий источник государственных доходов – эмиссия денег. Она ведет к тяжелым последствиям в экономике.




Бюджетные расходы идут по следующим направлениям:

ü Национальная оборона;

ü Государственные закупки товаров и услуг;

ü Общественная безопасность;

ü Здравоохранение, наука, образование.

В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают: сбалансированный бюджет (расходы = доходам), несбалансированный бюджет (если доходы больше расходов – профицит бюджета; если доходы меньше расходов – дефицит бюджета).

Основными путями решения проблемы дефицита государственного бюджета являются:

· сокращение расходов бюджета;

· увеличение доходов;

· денежная эмиссия.

· государственный займы – довольно распространенный способ, однако в долговременном плане эта мера не спасает бюджет, а она лишь переводит государственный дефицит в разряд государственного долга.

Государственный долг –это общая накопленная за все годы сумма бюджетных дефицитов.

Различают внутреннийи внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг –это задолженность государства населению страны.

Внешний долг –это задолженность государства гражданам или организациям других стран.

Налоги, как известно, являются одним из главных признаков всякого государства и существуют они с тех пор, как возникло государство. Любое государство для выполнения своих функций нуждается в государственных средствах, которые оно получает от своих подданных. Поэтому экономисты давно спорят о том, на каких принципах должно быть построено справедливое налогообложение. Для рыночной экономики основные принципы налогообложения сформулировал А.Смит:



1. Подданные государства должны участвовать в его содержании соответственно дохода, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Налог, который обязано уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Наиболее распространенный сейчас принцип налогообложения - в зависимости от получаемого дохода, является наиболее подходящим, как с экономической, так и с гуманитарной точек зрения. Налоговая политика и система налогообложения устанавливается в каждой стране Законодательством, и, поэтому здесь встречаются определенные различия, хотя они не являются весьма существенными для стран с рыночной экономикой.

Налог –это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

К элементам налога относятся:

Ø Субъект налога – лицо, которое по Закону обязано платить налог;

Ø Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

Ø Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (оплата труда, прибыль, доходы от имущества, доход с ценных бумаг и т.д.);



Ø Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают:

твердые налоговые ставки;

прогрессивные налоговые ставки;

пропорциональные налоговые ставки;

регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (НДС).

Прогрессивные ставки– предлагают увеличение величины ставки по мере роста дохода.

Регрессивные ставки – предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

По платежеспособности, налоги классифицируют на:

· прямые;

· косвенные.

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно (НДФЛ, налог на имущество и т.д.).

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары или услуги, которые взимаются через надбавку в цене (НДС, акцизы).

По уровню бюджета, в которые поступают налоговые суммы, выделяют:

Федеральный бюджет;

Региональный бюджет;

Местный бюджет.

Рассматривают 3 основные функции, которые выполняют налоги:

фискальная;

регулирующая;

перераспределительная.

Фискальная функция состоит в том, что налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определенной высоты, налоговые ставки:

ü начинают сдерживать экономическую активность людей;

ü подталкивают к уклонению от уплаты налогов;

ü делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности.

Регулирующая функция – в ней налоги выступают как регулятор экономики. Так, с помощью налогов и льгот государство может:

1. стимулировать инвестиции и экономический рост;

2. поощрять модернизацию и экономический бизнес;

3. стимулировать развитие важных для общества сфер и отстающих регионов;

4. регулировать распределение доходов в обществе, сглаживая социальное неравенство.

Перераспределительная функция – она проявляется в том, что государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления в пользу требующих финансирования программ.







Сейчас читают про: