Роль информации в управленческой деятельности

Предпосылки и факторы развития информационной экономики

Тема 1.

1.1. Роль информации в управленческой деятельности

1.2. Информационные ресурсы как объект информационных систем и управленческих технологий.

1.3. Информационный рынок как предпосылка развития информационной экономики

1.4. Возникновение и становление информационной экономики

В современном мире информация выполняет три функции: сырья, продукта и средств деятельности. Примером сырья является статистическая информация, продукта – книги, новости, средств деятельности – компьютерные программы. Рассматривать информацию следует, ввиду ее последствий. Как технологический феномен информация непосредственно связана с информатикой – комплексным научным междисциплинарным направлением, которое изучает модели, методы и средства сбора, сохранения, обработки и передачи информации и играет решающую роль в экономике, что базируется на развитых технологиях.

На сегодня нет четкого, всеми признанного понятия информации. Слово “информация” происходит от латинского informatio - разъяснение, изложение и сначала помечало сведения, переданные людьми устным, письменным или иным способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.).

С середины ХХ ст. слово “информация” становится общенаучным понятием, что включает обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Информация становится одним из основных понятий кибернетики. Можно утверждать, что в общественном сознании информация превратилась в общенаучную категорию, стала одной из приоритетных общефилософских категорий.

Первыми анализировать информацию как научную категорию начали в 20-х гг. ХХ ст. с точки зрения приема-передачи информации в технико-экономических и организационно-управленческих структурах математики и в отрасли связи и телекоммуникаций. Однако интенсивное изучение началось только с конца 40-х гг. ХХ ст. с появлением трудов К. Шеннона. В то время возникли так называемые математическая и статистическая (или шеннонивска) теории информации, которые рассматривали количественные характеристики информации, влияние технических препятствий и шумов на качество (определенность и точность) информации, что передавалась. В 1948 г. именно К. Шеннон предложил способ количественного измерения информации, вызванный необходимостью математического описания разного рода физических, технологических, биологических и других процессов и явлений. Но техническая революция, что состоялась впоследствии, не перевела понятие «информация» исключительно к количественным соотношениям. Даже Н. Винер – основоположник кибернетики – науки об управлении, связи и переработке информации – писал: «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособлении к нему наших ощущений».

Позже возникли другие теории информации, например, алгоритмическая, прагматическая, психологическая, семантическая, синтаксическая, динамическая, информациологична и др. Отмеченные теории по-разному понимали один и тот же объект анализа или по-разному определяли понятие «информация». Поэтому полученные результаты имели разные глубину и широту. Например, алгоритмическая теория информации свой предмет исследования рассматривает только количественно и доводит, что превращение одного экономического объекта относительно другого зависит от количества информации, а определенное количество информации, в свою очередь, определяет размер программы, которая изменяет состояние конкретного экономического объекта. Общими особенностями математической и статистической теорий информации являются их количественно-вероятностный характер и опора на принцип «необходимого многообразия». Синтаксическая теория информации направлена на количественный анализ символьных данных, которые принимаются и передаются; семантическая – на уменьшение неопределенности в экономических процессах через повышение содержательной нагрузки информации, прагматическая – на достижение цели через повышение ценности информации, кибернетическая – на управление детерминированных экономических объектов через применение потоков переделанной результативной информации и использования принципа обратной связи и т.д.

Рассматривая теории информации, можно отметить такую особенность: большинство из них, в том числе (особенно) ранние теории, выходят из утверждения, что без человека и высокоумственного и высокоорганизованного человеческого общества нет и не может быть информации. Другие теории, в частности, информациологична и динамическая, исследуют информационные процессы как автономные и независимые от желания и сознания человека.

Ввиду актуальности, фундаментальности, дискусийнисть понятия «информация» в современной науке и практике, в связи с отсутствием общего определения, в разных предметных отраслях информация имеет разные интерпретации. Можно выделить следующие основные определения понятия информации:

- сообщение о состоянии дел, ведомости о чем-либо, которые передаются людьми;

- неопределенность, которая уменьшается, снимается в результате получения сообщения;

- сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;

- передача, отображение разнообразия в каких-нибудь процессах и объектах;

- определенный социальный ресурс – рабочий фактор нового типа, который взаимодействует с материальными факторами (энергия, материя) и обеспечивает динамику социальных систем.

Особенного внимания заслуживает мнение авторов, которые информацию рассматривают как одну из трех форм существования знания, рядом с "живыми" знаниями (квалификацией) и материализованными (техникой). Информация – это знание для других, которые отчуждены от их начального носителя (генератора) и стали сообщениями. К ним относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях (непосредственно, по телефону, радио, телевидению), в управленческих документах (планах, распоряжениях, отчетах и т.п.), проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т.д. Книги, проекты, патенты можно понимать как знания, которые стали сообщениями.

Иначе говоря, информация – это то, что предоставляет возможность определенному специалисту, предприятию адекватно реагировать на определенную проблему и найти пути ее решения и эффективно осуществлять управленческую деятельность.

Считается, что какое-нибудь решение принимается на основе сведений, познаний в конкретной отрасли, которыми владеет лицо, что принимает решение, то есть на основе знаний (рис. 1.1). Обычно различают три вида знаний:

Рішення
Інформація
Знання
- предметное или фактографическое знание, что состоит из набора количественных и качественных характеристик разных конкретных объектов;

- понятийное или концептуальное знание, что состоит из совокупности основных сроков, применяемых в той или другой сфере деятельности (предметной области), понятий, которые кроются за этими сроками, их свойств, взаимосвязей и зависимостей;

- алгоритмическое – знание методов, способов, процедур некоторых действий, что приводят к конкретному результату.

Очевидно, что понятийное знание играет обеспечивающую роль относительно других видов знаний, без которых последние невозможные. Неполнота знаний, которая может иметь место в процессе принятия решения, заполняется именно информацией.

Этому взгляду наиболее отвечает определение, которое построено на основе ряда определений Оно такое: “информация – сведения об окружающем мире (объекты, явления, события, процессы и т.д.), что уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их творца и стали сообщениями (выраженными определенным языком в виде знаков, в том числе и записанными на магнитном носители), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или иным способом (с помощью условных сигналов, технических средств и тому подобное)”.

В приведенном определении существенным есть такое:

- информация определяется через сведения, но информация – не какие-нибудь сведения, она несет в себе что-то новое, что уменьшает имеющуюся неопределенность;

- в соответствии с тем, в какой части знания информацией уменьшается неопределенность, можно выделить три вида информации (предметная, алгоритмическая, понятийная);

- информация существует вне ее творца, это отчуждено от него знание; знание – отпечаток действительности в мышлении человека;

- информация стала сообщением, потому что она выражена определенным языком в виде знаков;

- сообщение может быть записано на материальном носители (сообщение является формой передачи информации);

- сообщение доступное для воссоздания без участия автора;

- информация передается в каналы общественной коммуникации.

Приведенное определение информации отражает ее новейшую особенность – цифрову форму. Раньше она наводилась либо в аналоговой форме, либо в виде физических объектов: с целью общения люди перемещались в залы для совещаний, разговаривали по телефону, который был подключен к аналоговому каналу, посылали поштой (наземной или воздушной) письма. В настоящее время информация приобретает цифровую форму, то есть состоит из битов. Если превратить ее в эту форму и начать передавать через компьютерные сети (например, Интернет), то открывается огромный мир с новыми возможностями – сведения в огромных объемах сжимаются и посылаются со скоростью света, при этом с качеством значительно лучше качества при аналоговой передаче информации. Таким образом, возникает возможность накапливать и получать информацию из другого конца света, обеспечивается моментальный доступ к большей части информации, созданной человечеством (самым простым примером является электронная почта, в которой данные превращаются в цифровую форму, и созданные таким образом сообщения посылаются адресату почти со скоростью света). Обычно, что такие объемы информации при такой скорости ее передачи могут значительно помочь при решении каких-нибудь предпринимательских заданий.

Исходным моментом для рассмотрения экономической сущности информации является понимание того, что информация, полученная пользователем, является результатом определенных процессов. Именно с подхода до информации, как к одному из основных свойств (атрибутов) объективного мира, выплывает наличие особенного рода процессов как видбитка объективного мира, так и процессов, связанных с изменением разнообразия, которое называется информационными. Среди отмеченных процессов можно назвать такие:

- сбор, прием, восприятие информации (процессы, которые отбивают взаимодействие человека с внешней средой);

- передача информации отдельными людьми или группами, от человека, группы людей обществу;

- переработка, анализ, отбор информации, создания новой информации;

- использование информации;

- запоминание, сохранение информации.

Будем называть информационной ту деятельностью деятельность, которая связана с осуществлением информационных процессов, что отвечает терминологии Закона Украины “Об информации”.

В соответствии с отмеченным Законом информационная деятельность – это совокупность действий, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства (рис. 1.2). Именно в Законе определяется, что основными видами информационной деятельности являются получение, использование, распространение и сохранение информации, и раскрывается содержание каждого из этих видов.

 
 

Да, получение информации – это приобретение, накопление в соответствии с действующим Законодательством Украины документируемой или публично объявленной информации гражданами, юридическими лицами или государством. Использование информации – это удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства. Распространение информации – это обнародование, реализация в установленном Законом порядке документальной или публично объявленной информации. Сохранение информации – это обеспечение надлежащего состояния информации и ее материальных носителей. Результатом информационной деятельности является информационная продукция (материализованный результат информационной деятельности, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций) и информационная услуга (осуществление информационной деятельности в определенное время в определенной законом форме по доведении информационной продукции к потребителям с целью удовлетворения их информационных потребностей).

Выделяются три типа информационной деятельности:

- латентная - часть какой-нибудь человеческой деятельности; субъект поеднуее функции производителя, преобразователя и получателя информации; результаты такой деятельности никому не передаются в явном виде, они лишь “овеществляются” в продукте действия;

- потенциальная - результат ее для постороннего наблюдателя выступает как источник информации (какой-нибудь продукт несет знание о себе, чтобы их отделить, нужно наблюдать, фиксировать, измерять);

- специализированная - собственное производство информации для удовлетворения потребностей других субъектов.

В Украине действуют международные стандарты отраслевой классификации, что выделяют определенные виды деятельности, связанные с сбором, накоплением, обработкой, предоставлениям информации или доступу к ней. Согласно с Классификатором видов экономической деятельности, который вступил в силу 22 октября 1996 г., секция К «Операции с недвижимостью, сдача к поднайму та услуги юридическим лицам» содержит, в частности, раздели «Деятельность в сфере информатизации», «Исследования и разработки», «Услуги, предоставленные преимущественно юридическим лицам».

Да, к деятельности в сфере информатизации в Украине принадлежат: консультации по вопросам информатизации (консультационные услуги относительно типа и конфигураций компьютерных технических средств, а также связанного с ними программного обеспечения: анализ потребностей и проблем пользователей и поиски самых оптимальных решений); создание программного обеспечения (анализ, проектирование и программирование готовых систем: анализ потребностей и проблем пользователей, поиски самых оптимальных решений; разработка, изготовление, снабжение и документирование программного обеспечения на заказ, созданного по заказу пользователей; разработка, изготовление, снабжение и документирование стандартного и прикладного программного обеспечения; коррекция программ по желанию пользователей); обработка данных (обработка данных с использованием программного обеспечения клиентов и собственного программного обеспечения разработчика: полная обработка данных, сервисные программы ввода); работа с базами данных (БД) (создание, хранение БД, организация доступа к ним).

Следует отличать понятие “информационная деятельность” от более широкого понятия “деятельность, что обеспечивает удовлетворение информационных потребностей”, что классифицируется таким образом:

- предоставления потребителям информационных услуг, определенной деловой информации;

- производство информационных продуктов, которые обеспечивают реализацию информационных услуг потребителям;

- проведение работ из технического обслуживания информационных систем;

- проектирование, внедрение автоматизированных и информационных систем, а также подготовка и учеба специалистов в сфере информатизации и работников аппарата управления особенностям трудовой деятельности в новых информационно-технических условиях;

- консалтинговые услуги;

- рекламные услуги и услуги, которые связаны с «public relations»;

- издательская деятельность;

-освітні услуги и услуги, направленные на повышение соответствующей квалификации.

Потому, что информация очень разнообразная по содержанию и условно подразделяется за видом человеческой деятельности, что обслуживается ею и для которой исполняет роль проводника достижений научно-технического прогресса (научная, производственная, управленческая, медицинская, экологическая, правовая и т.п.), можно говорить о потребности в информации определенного вида. Существуют разные параметры, существенные для классификации информации. Потребность ее классифицировать обусловленная необходимостью оперативно найти определенную информацию. Однако следует отметить, что такая классификация информации в известной мере условна, тем более, что в чистом виде та или другая информация практически не встречается. Да, та же экологическая информация может в другом случае расцениваться как медицинская, а правовая – инициировать определенные действия и решения, выступая в роли управленческой.

Нельзя согласиться с тем, что иногда под информацией понимают все многочисленные ее производные формы и метаформи, которыми являются высокие информационные технологии, информационный продукт, информационная культура, информационные отношения, информационные законы, информационные противоречия, информационное мышление, информационный образ жизни, информационная индустрия, информационно-интеллектуальная деятельность индивида, информационный человек, информационно-товарное производство, информационные потребности, информационно-интенсивный инновационный тип экономического роста и воссоздание и др.

Некоторые авторы считают, что информация может быть материализованной как в виде определенного объекта, так и в виде услуги. Да, считается, что информация – это продукты и услуги, которые назначены их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме. Приведенное нами высшее определение информации отождествляет ее с сообщением, которое может быть записано на материальном носители, а тем самым – с информационным продуктом. Этого определения мы будем придерживаться дальше.

Под информационной потребностью обычно понимают объективную и субъективную потребность потребителя информации (специалиста или группы специалистов, объединенных общностью профессиональных, научных или производственных интересов) в приобретении сведений, необходимых для достижения в определенное время эффективных результатов в деятельности. В данной работе под такой потребностью понимается потребность в информации лиц (физических или юридических), что осуществляют предпринимательскую или какую-нибудь экономическую деятельность для принятия решений, от которых залежитиме их благосостояние в будущем. Информационная потребность может быть коллективной или индивидуальной. Соответственно, информационная деятельность призвана удовлетворять информационную потребность. Взаимосвязь информационной деятельности и информационной потребности показана на рис. 1.3.

Какая-нибудь деятельность связана с информацией. Не существует ни одного вида деятельности, который не был бы с ней связанным, поскольку информация – продукт отображения материального мира.

Эффективная экономическая деятельность, особенно такая ее составляющая, как управление, базируется на информации, что отображает внутреннюю и внешнюю среды функционирования предприятия. Следовательно информация, как совокупность необходимых сведений и знаний для проведения учета, анализа, контроля, принятия и организации выполнения решений выступает неотъемлемым элементом управления. С одной стороны, она отображает условия, свойства, закономерности и особенности функционирования предприятия и систем его управления, а из другого – опосредствует трудовую деятельность работников, определенные формы отношений между ними, постоянно используется в производстве, распределении, обращении и использовании продукции.

В самом общем плане информация должна помочь специалисту ориентироваться в ситуации, оценить обстоятельства и условия, осознать цель будущей работы, выделить промежуточные цели, сформулировать задачи и выбрать или отыскать новые пути, способы и средства их решения. Такое ориентирование специалиста может быть полным и частичным, шаблонным (рутинным) и нешаблонным (обеспечивающим творческий поиск). Однако полное ориентирование в решении сложных современных проблем практически невозможно. Действия специалиста при неполном ориентировании являются характерными для творческих процессов. Организация массива сведений, выбор направлений их переработки и определения видов и форм представления информации специалистам является решающими факторами обеспечения такого ориентирования, которые даже при своей неполноте могли бы помочь отойти от шаблонов и стереотипов, способствовать появлению нестандартных ассоциаций.

Многоплановость задач специалиста не позволяет ориентировать его для решения проблемы в целом на одноразовое обращение к информации и нуждается в определенной последовательности.

Ориентационная деятельность сложная и в психологическом отношении. Она “... не ограничивается только интеллектуальными функциями даже во всем их диапазоне от восприятия к мышлению включительно... И потребности, и чувства, и воля... из психологической стороны представляет не что другое, как разные формы ориентированной деятельности субъекта в разнообразных проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения”. Следует учитывать, что ориентирование специалиста в ситуациях всегда происходит в условиях, когда они открываются ему в психическом отпечатке. Этим определяется значение усовершенствования форм ориентирования специалиста соответствующей подготовкой информации.

Можно предложить модель аналитико-синтетической обработки информации человеком в процессе коммуникации с информационной системой (рис. 1.4).

В основу модели общения, что описывается, положена схема аналитико-синтетической обработки информации, что включает механизмы и блоки языкового и невербального мышления.

Под информационной системой в данном случае понимается партнер по коммуникации. Это может быть человек или техническая система, что работает в режиме диалога, в частности, информационная система или компьютерная программа.

В схеме механизмы и блоки языкового мышления подано двумя группами. Первая охватывает процессы восприятия и понимания языкового потока (вербальной информации) с целью раскрытия метаинформации сообщения и состоит из механизма сравнения знаков (языковых с языковыми) и механизма декодирования сообщения. В каждого из этих механизмов есть свои блоки памяти (знаков того или другого языка, собственного содержания языковых знаков, декодирующих моделей).

Вторая группа блоков реализует механизм образного мышления, основным отличием которого от вербального является практически мгновенная реакция на сообщения, которые поступают, и наличие долгосрочной памяти большой емкости.

В экономике, которая использует информацию как важный ресурс, на более глубоком уровне возникает взаимосвязь социально-экономических процессов и явлений. Возникновения и зростанння иновацийних потоков ведет к изменению типичных свойств поведения хозяйничающих субъектов, влияя на характер конкуренции. До недавнего времени считалось, что какая-нибудь экономическая информация свободно распространяется на рынке и, при наличии средств на ее оплату, доступная всем. Под информацией, что используется в конкурентной борьбе, понимаются профессиональные знания предпринимателя и работника, технологические знания специалиста и предположения (с определенной степенью вероятности) заинтересованных субъектов относительно состояния дел на рынке. Однако во многих случаях в экономике возникают разнообразного рода препятствия для получения своевременной и качественной информации. В итоге одни экономические субъекты могут получить информационное преимущество перед другими. Возникновение относительных информационных преимуществ приводит к появлению конкуренции, результаты которой непредвиденны, а получаемая при этом прибыль не усредняется.

Существует целый ряд источников получения конкурентного информационного преимущества. Больше всего важными автору диссертации кажутся такие:

- позаекономична монополия на владение информацией, что возникает при отсутствии информационной свободы (наличия административных препятствий для распространения информации). В этом случае экономический субъект использует для получения прибыли информацию, недоступную другим участникам рыночного процесса;

- возможность лучше и быстрее других оценить и понять общедоступную информацию. В этом случае экономические субъекты получают дополнительную прибыль, какой может быть понятой как премия за лучшее использование информации.

Если информационное преимущество стойка во времени и просторные, она постепенно трансформируется в социально-экономическую. Соответственно, отсутствие данных преимуществ можно толковать как неразвитость информационного пространства отдельного рынка или экономики в целом.

Информация необходима всем рыночным субъектам для принятия правильного решения относительно своей хозяйственной деятельности. Им нужно знать, как нужно взаимодействовать с государственными, рыночными и социальными структурами, возможности и невозможности рынка, правила предпринимательской деятельности. Среди причин предпринимательских неудач рыночные факторы в четыре раза превышают производственные и технические причины. Поэтому значительная роль отводится маркетинговой деятельности предприятия, благодаря которой становится возможным обеспечение заблаговременной координации процессов производства и сбыта собственной продукции, ее приспособление к рыночной динамике и рынку к ней, определяются выгодные сегменты рынка, инициируется инновационная деятельность, производство диверсифицируется с учетом рыночной конъюнктуры и собственных возможностей. Основой маркетинговой деятельности является информация, полнота (достаточность), качество и своевременность которой обеспечат успех или устроят поражение предприятию на рынке. Получить нужную для принятия решения информацию позволяет проверенный механизм работы с информацией.

Таким образом, если поток информации ограничивается, может возникнуть одна из таких ситуаций: во-первых, наносится вред предпринимательской деятельности; во-вторых, кто-то добывает одностороннее преимущество.

Какое-нибудь лицо, что осуществляет предпринимательскую деятельность (занимается бизнесом), должно знать ответы на 4 найважливиших вопроса, которые считаются «классическими» задачами бизнеса:

1. Что делать?

2. Кому продавать или у кого покупать?

3. Где взять средства?

4. Кто есть кто?

От ответа на эти вопросы в значительной мере зависит жизнеспособность и успех какого-нибудь дела. Именно в решении этих заданий информационное обеспечение играет ведущую роль.

Да, ответ на вопрос «Что делать?» нужно знать тем, кто только начинает свой бизнес; тем, кто заботится о развитии своего бизнеса, увеличения его результативности и прибыльности. В данном случае бизнес понимается как какая-нибудь деловая активность относительно производства продукции, торговли, предоставления услуг, проведения исследований и др. Не менее важной есть ответ на вопрос «Кому продавать или у кого покупать?», что поможет найти партнеров по общему бизнесу. Ответ на вопрос «Где взять средства?» даст возможность найти источники финансирования, то есть финансовые средства, которые необходимы для развития бизнеса. Ответив на вопрос “Кто есть кто?”, можно сберечь свои деньги еще к заключению соглашений, если потенциальный партнер окажется ненадежным.

Отмеченные выше проблемы объединяет то, что их решение нуждается в проведении поиска, отбора и анализа информации.

Какое-нибудь конкретное информационное задание предусматривает такие ключевые этапы решения:

Формулировка задачи.

Разработка стратегии поиска.

Решение задачи (поиск, отбор и анализ информации).

При формулировке задания исходную ее постановку формулирует сам заказчик или потребитель, пользователь информации. Уже на этом этапе появляются первые трудности: пользователь часто очень смутно представляет себе, какая именно информация ему нужна, он не способен четко сформулировать сущность вопроса.

На втором этапе необходимо определить, какой поставщик информации является подавляющим. При разработке стратегии прежде всего следует определить, в каких именно источниках информации целесообразно искать необходимую информацию. Потом начертить главные шаги исследования и последовательность их выполнения, то есть разработать стратегию. Если вся подготовительная работа выполнена старательно, то результаты, которые будут получены, должны быть более точными при наименьших расходах.

Когда информация уже найдена, отобрана и осуществлено ее анализ, то должно найтись решение задания или решения проблемы. Но этого может и не произойти, поскольку найти нужную информацию не всегда удается (возможно, был неправильным запрос или следует изменить подход к решению задачи, откорректировать стратегию поиска). Если для поиска информации применялись только собственные усилия, то, возможно, необходимо, сотрудничать с профессионалами, предприятиями, которые смогут оказать помощь.

Следовательно, информация становится элементом рыночного механизма. Кроме этого, информация является экономическим ресурсом, фактором конкурентной борьбы, общественным благом и товаром.

Как предмет и результат управленческой деятельности, информация характеризуется такими свойствами:

- выступая на определенном этапе управления как предмет труда, в дальнейшем она становится продуктом труда;

- имеет способность длительного и многократного применения и не теряет своих свойств;

- имеет свойство накопления;

- способная стареть и терять свои свойства с появлением новых сведений и знаний;

- полезность и ценность информации зависит от умения пользователя воспользоваться полученными данными, его квалификации;

- подлежит тиражированию и одновременному использованию во многих местах, независимо от цели использования.

Потребительская стоимость информации оказывается в ее способности удовлетворить человеческую потребность в ней. Такая потребность возникает в случае, когда человек чувствует недостаточность в определенных благах, желает их получить, владеть ими, с целью перебарывание этого ощущения обращается за помощью к информации. Потребности имеют объективно-субъективный характер. “Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснить их из своих потребностей (которые при этом, обычно, отображаются в голове, осознаются)...”. Существуют многие классификации потребностей, но для нас важным в данном случае является деление на потребности, которые удовлетворяются такими благами, которые выступают либо в виде предметов личного потребления людей, либо в виде средств производства. Если информация удовлетворяет потребность как предмет личного потребления, то она производится, продается и потребляется на информационном рынке, который в данном случае – разновидность рынков товаров и услуг. Если информация потребляется как средство производства, то речь уже может идти об информации, которая становится ресурсом, фактором производства. И, действительно, многие экономисты рассматривают информацию как новый пятый фактор производства рядом с землей, капиталом, трудом и предпринимательскими способностями.

Из вышеприведенного выплывает, что информация имеет высокую потребительскую стоимость: она помогает создавать другой товар быстрее, высшего качества и в большем объеме тем самым формуя пидгрунття новой системы сложных общественных отношений.

Сегодня информация рассматривается как важный ресурс рядом с материальными, финансовыми, энергетическими, трудовыми и другими видами ресурсов. В связи с этим особенную значимость приобретает понятие “информационный ресурс”, под которым понимается специальным образом организованная система данных – отдельные документы и массивы документов в информационных системах, то есть совокупность элементов (материальных или идеальных), которая определенным образом связана между собой и образует некоторую целостность (библиотеки, архивы, фонды, банки данных и др.). Роль этого ресурса в наше время не только не уменьшается, а возможно, и превосходит значение других ресурсов. Учитывая значительную роль этого ресурса в процессе управления предприятием и обеспечении эффективности его функционирования, можно сделать вывод, что информация является стратегическим ресурсом развития производства, поскольку она дает возможность рационально использовать другие виды ресурсов. Для выполнения функций стратегического ресурса информация должна отвечать таким требованиям:

- содержание информационного ресурса должно обеспечивать оперативность и ожидаемое качество управленческих решений;

- изменения внешней и внутренней маркетинговой среды должны оперативно отображаться в изменениях структуры и содержания информационного ресурса;

- структура организации информационного ресурса должна отвечать информационным потребностям потребителей;

- характер изменений информационного ресурса должны быть адекватным характеру изменений информационных потребностей;

- организация процессов информационного обеспечения должна предусматривать оперативный доступ к информационному ресурсу.

Информационные продукты и услуги, как ресурсная основа единого информационного пространства Украины, являются результатом интеллектуальной деятельности квалифицированной, творчески активной части населения.

Параметром описания информационных ресурсов является их объем. В самом понятии, “информационный ресурс”, заложенное внутреннее представление о наличии метрики, что позволяет оценивать величину этого ресурса.

Можно определить такие особенности информационного ресурса:

- в отличие от материальных ресурсов, он является практически неисчерпаемым, в процессе развития общества и рост потребления интеллектуальных продуктов их запасы не уменьшаются, а увеличиваются;

- по мере использования он не исчезает, а хранится и даже растет;

- владение информационным ресурсом не является гарантией абсолютного права на его использование, то есть его можно продать и остаться его владельцем;

- продажа информационного ресурса может осуществляться значительному количеству покупателей и ни один из них не становится его единоличным владельцем;

- он не самостоятельный и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, реализуется же йнго потенциал в сочетании с другими видами ресурсов (опыт, труд, квалификация, техника, энергия и т.п.);

- выступает формой непосредственного включения науки, в том числе теоретических исследований, в состав производственных сил;

- возникает в результате не просто умственного труда, а ее творческой части;

- ценность его не имеет прямой связи со стоимостью создания, хранения и обработки, а зависит от потребности в нем, его актуальности и качественных характеристик, ожидаемых потребителем.

Современная управленческая деятельность воспринимает та викорстовуе информацию как ключевой интегрированный ресурс также информация, как решающий фактор входит ко всем структурам современной экономики. Хотя на первый взгляд кажется, что от применения информации в производстве получаются дополнительные эффект (результат), прибыль или рост производительности труда.

Согласно с научным информационным подходом, под применением информации в производстве следует понимать единственный, общий и всеобъемлющий фактор ее общественного производства и потребления. То есть, информация, что воплощается в традиционных трудовых, сырьевых, материальных, энергетических, естественных, финансовых, технологических, организационных и других ресурсах, поднимает их на качественно новый уровень – уровень резонансно-согласованных самых современных ресурсов. Тем самым информационный ресурс имеет двойственный характер: с одной стороны, он – только информационный ресурс, из другого – выступает в преобразованной и перевоплощенной формах и метаформах разного рода экономического потенциала и является предпосылкой формирования информационной экономики.

Н. Джинчарадзе отмечает то, что человек требует два вида еды – физическую и информационную, которые носят характер “порций”, то есть имеют стандартный объем с небольшими отклонениями в ту или другую сторону. Однако, если понятие “съедобный” для физической еды является почти универсальным, то к информационной еде пригодное (информативное) для одного потребителя может быть непригодным (неинформативным) для другого. Такое положение объясняется разным культурно-образовательным уровнем, что открывает доступ к разнообразным источникам социальной информации, профессиональной специализацией, вкусом, образом жизни и материальным благосостоянием (что является отличным признаком сравнительно с едой физической).

Информационную продукцию покупают для потребления через обмен ее на деньги. Мерилом обмена является цена, в которой отбивается себестоимость и потребительская стоимость продукции. На продажу и потребление информации влияют определенные информационные ограничивающие. Мы выделяем девять таких групп показателей-ограничивает, которые выступают регуляторами движения информации

Ограничивает, который регулирует движение информации

Группа информационных показателей-ограничивает Характеристика свойств показателей, которые ограничивают движение информации
Экономические Превышение уровня цены информации над уровнем ее потребительской стоимости
Географические (транспортные) Недосягаемость через значительное расстояние в пространстве
Исторические Недоступность в результате большого расстояния во времени, при этом, как правило, чем эпоха отдаленнее, тем более сложной оказывается процесс получения информации и тем больше назначается цена за такую информацию
Государственные Наличие пограничных и таможенных ограничений
Фирменные Нежелание передавать собственную информацию в пользование и распоряжение другим лицам или организациям
Обеспечивающие национальную безопасность Государственные ограничения, которые налагаются на информацию стратегического назначения
Культурные Трудности потребления информации (низкий уровень культуры, образования, квалификации)
Языковые Трудности восприятия информации через языковые (национальные, профессиональные) особенности
Психологические Нежелание получать информацию из психологических мотивов (например, антипатия к источнику информации, этические соображения и др.)

Осуществление информационной деятельности обусловливает необходимость определить характеристики информации и требования, которым она должна отвечать. Целесообразно выделить три группы показателей, которые приводятся в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Характеристики (параметры) информации

Группа показ-никив Критерий характеристики (параметру) информации Сущность критерия
Качественные Актуальность Интегрированный критерий, который определяет своевременность и ценность информации в совокупности
Адекватность Однозначимое соответствие информации отображенному объектовые
Полная определенность Отсутствие в информации скрытых ошибок
Объективность Очищенисть информации от неминуемых перекручиваний в процессе ее передачи, а также от последствий ее субъективного понимания
Однозначность Отсутствие других толкований имеющейся информации
Новизна Впервые полученная информация
Полезность Соответствие информации определенной цели
Доступность Возможность получения информации
Своевременность Получение информации в пределах того времени, когда она пригодная для принятия решения
Точность Отношение релевантной информации к общей совокупности релевантной и нерелевантной информации
Релевантнисть Отношение значностной близости между содержанием информации и запросом пользователя
Пертинентнисть Соответствие содержания информации потребностям пользователя
Ергономичнисть Удобство формы и объема информации
Фасциация Привлекательность информации
Живучесть Способность информации хранить свои характеристики во времени
Защищенность Невозможность несанкционированного использования (или изменения) информации
Перевиряемисть Досягаемость источника для подтверждения истинности информации
Количественные Полнота Соотношение между имеющейся информацией и информацией, какая досягаемая
Достаточность Возможность достичь цели при имеющейся информации
Объем Общее количество информации
Ценностные Ценность (значимость) Важность, нужность информации для принятия решения
   
Стоимость Уречевлена в продукте (фиксированной информации) общественный труд

Информацию, даже такую, которая кажется полнее определенной и объективной, следует все же еще раз проверить и не спешить с окончательными выводами относительно нее, то есть определить ее однозначность. Утверждение, что “информация – товар, который очень быстро портится”, отвечает действительности.

Информация должна быть своевременной, она нужна именно в определенный момент времени, а ситуация во внутренней и внешней средах предприятия часто изменяется, что приводит к быстрому старению информации. Обычно, что необходима такая информация, которая поможет решить задание. Пертинентнисть – это способность информации непосредственно принимать участие в решении проблемы, а актуальность – ее важность в определенное время для принятия конкретного решения.

Также информация должна быть полной (то есть не иметь “информационных дырок”) и быть достаточной для достижения поставленной перед предприятием или лицом цели (то есть быть в таком количестве, которое позволит развязать узкое задание) одновременно. Важными характеристиками являются ценность или значимость информации для преодоления определенного препятствия на пути к процветанию предприятия и ее стоимость, то есть расходы, которые нужны сделать, чтобы ее получить.

При определении ценности информации для хозяйственной деятельности необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность сведений, что получено. Полезность информации заключается в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата. В свою очередь, полезность информации зависит от своевременного ее доведения (получение) к субъекту предпринимательства. Да, через несвоечасе поступление полезных по своему содержанию сведений упускаеться возможность заключить выгодное торговое или другое соглашение. Результат – время упущений, информация теряет полезность.

Критерии полезности и своевременности тесно взаимоувязаны и взаимозависимые с критерием достоверности информации, что оценивается. Недостоверные сведения к нулевому эффекту своевременность и мнимую полезность для субъекта предпринимательства. При этом самый факт (например, желание конкретного лица заключить договор купли-продажи) может существовать реально, тогда как сведения о нем содержат перекрученное представление. Причины возникновения недостоверных сведений разнообразны: неправильное восприятие (в силу ошибки, недостаточности опыта или профессиональных знаний) источником факта или преднамеренное, с определенной целью, перекручивание о нем сведений. Как правило, сведения, которые имеют интерес для предпринимателя, а также источник их поступления, должны поддаваться проверке. Можно назвать еще и такой критерий, как полнота информации. Однако вести речь о том, насколько полная информация о конкретном объекте (факт) и где ее граница, достаточно тяжело и, к тому же, малоэффективно. В предпринимательской деятельности этот критерий особенной роли не играет.

Таким образом, исследование экономической роли информации помогло прийти к выводу, что в современных условиях сформировалась двойственность роли информации как производственного ресурса в условиях формирования информационного общества и информационной экономики. С одной стороны, она является непосредственным ресурсом в производственной деятельности хозяйственных единиц информационного сектора, а, из другого, является опосредствованным ресурсом деятельности всех других хозяйственных единиц. На определенном этапе развития общества возникают экономические отношения по поводу информации, что впоследствии приводит к появлению информационного рынка. Поэтому следующим этапом исследования становится раскрытие сущности информационного рынка и его роли в экономической системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: