Возникновение и становление информационной экономики

Термин экономика употребляется для обозначения двух разных понятий. Во-первых, экономика — это сфера общественной жизни, в которой создаются, распределяются и используются блага, то есть объекты, необходимые человеку для жизни и развития. В этом случае экономика является объективной реальностью, которая не зависит от каких-либо субъективных оценок. Она является практической экономикой. Составным элементом практической экономики становится экономическое явление — стойкий процесс, который может быть выявлен и исследован эмпирическими методами (от греч. empeiria — опыт). Взаимосвязь между экономическими явлениями подчиненный объективным законам: физическим, логическим, математическим и др. Поэтому все экономические явления, что относятся до одного общества и до одного периода времени, согласованные между собой и не могут противоречить друг другу.

Во-вторых, экономика — это наука, что изучает процессы создания, распределения и использования благ. В этом случае экономика является продуктом сознания, который зависит от уникальных личных качеств человека, а поэтому имеет субъективный характер. Она является теоретической экономикой, а объектом ее изучения является практическая экономика.

В теоретической экономике могут одновременно существовать теории, которые противоречат друг другу. Та теория, которая находит среди экономистов значительное число сторонников и вместе с тем служит основой для создания системы согласованных между собой теорий, порождает экономическую школу. Такими примерами экономических направлений, что противостоят друг другу служат: классика и социалисты, неоклассики и институционалисти, кейнсианци и монетаризм и др. Экономические школы, которые имеют общие базовые положения, образуют направление в экономической науке. Выделяют два основных направления: либеральное и социально-институционное. К либеральному направлению относят физиократов, классическую политэкономию, мальтузианство, маржинализм, неоклассическую школу, монетаризм, экономический империализм и др. К социально-институционному направлению относят утопический социализм, марксизм, историческую школу, институционализм и др.

Эмпирической основой каждой экономической школы служит некоторое явление, которое, по мнению сторонников этой школы, является важнейшим, то есть определяет функционирование всей экономической системы. Это явление называют экономической доминантой. Если данное экономическое явление объективно исполняет доминирующую роль в практической экономике, то экономическая школа обычно занимает доминирующее положение в теоретической экономике, то есть становится властвующей. Если на протяжении длительного исторического периода изменяющие друг друга идеи относятся до одного направления, то оно становится властвующим направлением. В экономической науке уже на протяжении трех столетий властвует либеральное направление, поэтому его также определяют как мейнстрим (от англ. mainstream — основное направление, главная линия). Экономическая доминанта, общая для всех либеральных школ, выражается в определяющем значении производства материальных товаров, или индустриального производства. Поэтому систему либеральных экономических теорий можно охарактеризовать как теорию индустриальной экономики, или просто как индустриальную экономику. Другими словами, индустриальная экономика есть экономическая теория индустриального общества. Индустриальная экономика принята считать традиционной экономикой.

Среди представителей каждой экономической школы встречаются ученые, которые не признают права на существование альтернативных экономических теорий и отождествляют название своей школы с экономической наукой в целом. Эта тенденция сильнее всего выявляется среди сторонников властвующего либерального направления. Да, термин економкии (от англ. economics — экономическая теория), введенный А. Маршаллом для обозначения неоклассической теории, в настоящее время часто употребляют как синоним экономической науки. При этом экономика неправомерно отождествляется с индустриальной экономикой.

Стадией развития экономики называют исторический период, который характеризуется какой-либо одной доминантой. Каждой стадии отвечает властвующая школа, которая выбрала как эмпирический базис своих теорий доминирующее экономическое явление. Название экономической школы часто содержит указание на соответствующую экономическую доминанту:

Меркантилизм. Этот срок образован от английского слова merchant, которое означает «купец». Экономическая доминанта — формирование рынков, расширения сферы торговли. Период расцвета этой школы — XVII в. Физиократия переводится из греческого как «власть природы». Экономическая доминанта — преобладание сельскохозяйственного труда. Период расцвета — вторая половина XVIII в., Франция.

Классическая школа построена на постулате о трудовой ценности, утверждающему физический труд как единственный источник ценности. Экономическая доминанта — преобладание физического труда и мануфактурного производства. Период расцвета — вторая половина XVIII — первая половина XIX в., Англия.

Институционализм. В основе названия школы лежит понятие институт — общественная традиция, что исторически сложилась. Экономическая доминанта — усиление влияния культурных факторов на хозяйственную жизнь. Период расцвета — конец XIX — начало XX в., США.

В конце XX в. явно обозначилось экономическое явление, которое начинает исполнять определяющую роль в общественной жизни развитых стран. Это явление заключается в доминирующем значении творческого труда в производстве благ. Под творчеством понимается какая-нибудь высшая деятельность человека, которую не могут осуществлять животные или машины. Продуктом творческого труда служит информационный, а не материальный продукт, что было характерным для индустриальной эпохи. Таким образом, в современном обществе новая экономическая доминанта приходит на смену старухи, причем таких глубоких изменений общество не испытывало уже несколько столетий. Изменяются сущностные характеристики доминирующих в обществе благ. Во-первых, изменяется физическая форма блага: оно становится невещественной. Во-вторых, изменяется экономическая форма блага: оно становится нетоварным, то есть общественные отношения по поводу создания, распределения и использования информационных продуктов не всегда связано с товарным обменом и с использованием денег. Таким образом, на изменение индустриальной экономике приходит информационная экономика.

Срок информационная экономика по своей сути имеет сложное толкование и объединяет два разных понятия. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется приоритетной ролью творческого труда и информационных благ. Во-вторых, информационная экономика — это теория, объектом изучения которой служит информационная экономика в ее первичной трактовке. В этом случае информационная экономика является экономической теорией информационного общества, или теорией информационной экономики.

Теория информационной экономики находится в начальной стадии своего развития, поскольку переход цивилизации в информационную стадию начался лишь несколько десятилетий назад. Срок информационная экономика вошел в широкий научный оборот благодаря испано-американскому экономисту Мануелю Кастельсу, который в 1996-1998 гг. опубликовал трехтомную монографию «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». До настоящего времени еще не сформировалась целостная теория информационной экономики, которая разделялась бы большинством экономистов. При определении информационного общества они используют разные критерии: технологический, экономический, трудовой, пространственный, потребительский и креативный. Рассмотрим их подробнее (табл. 1.6).

1. Технологический критерий. Новые технологии принимаются за признак рождения информационного общества. Имеются в виду кабельное и спутниковое телевидение, компьютерные сети, персональные компьютеры, новые офисные технологии и т.д. Предусматривается, что такой объем технологических новаций должен привести к социальному переустройству, потому что его действие на общество очень значительно. В Японии с 1975 г. министерство связи и телекоммуникаций использует сложную технику учета для измерения объема телефонных разговоров и средств доставки информации.

Против технологического критерия выдвигаются следующие возражения:

- не существует умной единицы измерения объемов информационно-коммуникационных технологий в обществе;

- не имеет однозначного решения проблема определения той точки на технологической шкале, достигнув которой общество может считаться информационным;

- технологии не отделяются от сферы социального, они являются частью социального.

Например, решения, которые принимаются по поводу тех или других исследований и научных разработок, выражают социальные приоритеты, и на основе этих оценочных мыслей развиваются те или другие технологии. Технологический детерминизм необоснованно отводит технологии привилегированную роль. Но технология как позасоциальне явление не может служить главным социальным фактором общественного развития.

2. Экономический критерий допускает учет роста экономической ценности информации. Рост частицы информационного бизнеса и информационного рынка в валовом внутреннем продукте трактуется как движение в направлении к информационному обществу.

Одним из первых использовал экономический критерий Фриц Махлуп, который отнес к информационным отраслям образование, право, издательское дело, средства массовой информации и производство компьютеров. Марк Порат ввел отличие между первичным и вторичным секторами экономики. Первичный сектор поддается точной экономической оценке, поскольку он непосредственно создает рыночную ценность. Со вторичным сектором сделать это тяжелее, хотя он является существенным для экономики, поскольку включает информационную деятельность внутри компаний и государственных учреждений (например, отделы персонала в компаниях).

Экономический критерий определения информационного общества получил теоретическое обоснование в работах Герберта Шиллера. Он пришел к выводу, что по отношению к каким-нибудь инновациям, связанным с информацией и коммуникацией, решающей становится роль рынка: информация должна превратиться в товар, то есть доступ к ней все чаще будет возможен только на коммерческих основаниях. В этом отношении информация все больше будет уподобляться каким-нибудь другим товарам. Шиллер утверждает, что рыночные принципы (в наибольшей степени — стремление к максимизации прибылей) работают в информационной сфере так же, как и в капиталистическом обществе в целом. В соответствии с этим принципом количество и качество произведенной информации направления зависят от того, есть ли возможность прибыльно ее продать. Отсюда следует, что давление рынка особенно сильно отражается на решении, какого вида информацию нужно производить, для кого и на каких условиях.

Против экономического критерия выдвигают следующие возражения:

- невозможно избежать скрытых интерпретаций и аналитических мыслей при решении вопроса о том, что именно следует включать в информационный сектор. В итоге экономическое значение информационного сектора может быть неадекватно увеличенным. Например, Махлуп включает в свою «ветви знание» строительство «информационных зданий», а это допускает, что сводка подобных зданий, например университетов и библиотек, принципиально отличается от строительства складских помещений для хранения пищевых продуктов. Когда Порат исследует свой «вторичный информационный сектор», он разлагает какую-нибудь отрасль на информационную и неинформационную части. Но при
таком разделении на «интеллектуальную составляющую» и «работу» сложно понять, куда, например, следует отнести работу оператора контрольных компьютерных систем, которая включает функции разного типа;

- стоимостный подход к измерению объемов информации сравнивает разные виды экономической деятельности, что имеют разную общественную значимость. При таком подходе $1, потраченный на рекламу, приравнивается до $1, потраченному на издание научного журнала.

3. Трудовой критерий. Здесь рассматриваются структура занятости населения и тенденции изменения этой структуры. Предусматривается, что общество вступает в информационную стадию своего развития, когда большинство занятых работает в информационной сфере. Такой подход обосновывается тем, что «сырьем» для нефизического труда является информация. Акцент на изменениях в сфере занятости подчеркивает скорость и трансформационные возможности информации. Движущей силой современной экономики есть люди, чья главная способность заключается в создании и использовании информации.

Трудовой критерий получил свое теоретическое обоснование в работах Дениела Белла. Он предложил типологию общественного устройства, которая на какой-нибудь стадии целиком и полностью определяется доминирующим типом труда. По Беллу, самый распространенный вид трудовой деятельности является определяющей границей того или другого общества. Он считает, что, если в доиндустриальних обществах преобладал сельскохозяйственный труд, а в индустриальных самым распространенным был труд на мануфактуре, то в постиндустриальном обществе возглавляющую роль исполняет занятость в сфере услуг. Ключевым объяснением подобных изменений Белл считает рост производительности труда. Поскольку производительность повышается, общество может позволить себе увеличить численность учителей, количество больниц и т.п. Чем больше богатства создает промышленность, тем более за услуги может быть предоставлено и тем более работников промышленность отпускает в сферу услуг. Поскольку труд в сфере услуг особенно тяжело поддается автоматизации, численность ее работников будет увеличиваться по мере роста производительности промышленного труда. Поэтому не следует побаиваться существенного снижения занятости.

Против трудового критерия выдвигаются следующие возражения:

- не существует объективного способа отнесения труда к информационному или неинформационному типам. Например, стрелочники на железной дороге должны владеть большим запасом сведений о путях, расписании движения поездов, о маршрутах и т.д. Однако они скорее всего будут отнесены к работникам индустриального века;

- трудовой критерий не позволяет выделить тех работников, которые занимают стратегически центральное место в сфере занятости. Он не дает инструмента для дифференциации информационных работ и не учитывает тот факт, что определенные виды информационной деятельности могут иметь важные последствия для общества. Простой подсчет информационных работников ничего не дает для понимания иерархий в обществе и связанных с ними власти и статуса этих работников. Да, в современных обществах отмечается быстрый рост числа социальных работников, пожилых людей, которые занимаются общественно значимыми проблемами, семейных конфликтов и тяжелых подростков. Хотя эти работники не связаны напрямую с информационными технологиями, их следует отнести к категории информационных работников;

- двигателем информационного общества является новый класс,
что состоит из интеллектуалов и технической интеллигенции. Как бы ни увеличивалась численность этого класса, она остается и будет оставаться незначительной в сравнении с общей численностью занятых. Поэтому количественный фактор, выраженный в виде грубых данных официальной статистики, не является определяющим.

4. Пространственный критерий основывается на географическом принципе. Главный акцент делается на информационные сети, которые связывают разные места, а поэтому могут предоставить глубокое действие на пространственно-временные аспекты общественной жизни. При таком подходе современное общество рассматривается как иформационно-сетевое.

Новая форма капитализма, которую Мануель Кастельс называет информациональним капитализмом, формирует информационные сети как для ведения дел непосредственно на производстве, так и для маркетинга по всему миру. В сетевом обществе деловая активность проходит в реальном времени без пространственных ограничений, что нельзя представить без развитых информационно-коммуникационных технологий. В гигантских транснациональных корпорациях бюрократия уступает место информационным работникам, которые оперируют в сетях, заключая соглашения по всему миру, и которые больше связаны с себе подобными, чем с той компанией, где они временно работают. Корпорация уступает полномочия организационным единицам, которые самопрограмуються, основой для которых служат принципы децентрализации, участия и координации. Глобализация конкуренции превращает большую корпорацию в паутину разнородных сетей. Кастельс не считает, что глобальные информационные сети означают упадок национальных государств, потому что, несмотря на тенденции глобализации, существует связанная с ней потребность в максимальной адаптации всех участников этого процесса.

Против пространственного критерия выдвигают следующие возражения:

- весьма сложно предоставить четкое определение сети. Например, можно ли считать сетью почтовую связь или проволочный телефон? Поскольку экономическую, общественную и политическую деятельность в последнее столетие невозможно представить без этих информационных сетей, индустриальное общество также можно рассматривать как сетевое;

- понятие сети имеет две разные трактовки. Сеть как технологическая система характеризуется составом и структурой элементов, а также своими эксплуатационными возможностями. Сеть как система организованных потоков информации характеризуется объемами и скоростью передачи информации. Если принять первую трактовку, то для оценки развития информационного общества необходимо ввести единственную технико-экономическую характеристику сетевых систем, а эта задача вряд ли подлежит к практической реализации.

Если принять вторую трактовку, возникает вопрос: какие объемы информации и скорости ее передачи определяют создание и начало функционирования информационного общества?

5. Потребительский критерий допускает, что в современном мире потребления благ все в большем формате опосредует информационной деятельностью. Это явление получило название информатизации потребления. Примером является постоянный рост информационного значения одежды, с помощью которой человек создает свой имидж, передавая тем самым информационные сообщения другим людям. Если крестьянская рубашка, которая была одеждой большинства на протяжении столетий, передавала мало значений, то в современном обществе доступность дешевой и модной одежды позволяет человеку дать информацию окружающим о своей принадлежности к определенной социальной группе, культурных убеждениях, личных качествах и т.п. и тем самым открывает ему дополнительные возможности для межличных взаимодействий.

Против потребительского критерия выдвигают следующие возражения:

- рост объемов информационного потребления приводит к информационной перегрузке человека, в результате чего каждая единица информации становится для неи менее значимой. Люди атакованы знаками со всех сторон, что сдерживает восприятие и осмысление информации. Ее становится все более большое, а значение стремительно уменьшается;

- с ростом информационного потребления способность информации отображать реальность уменьшается, поскольку знаки поступают из разных источников, они быстро меняются, противоречат друг другу, а тому не могут быть проверены на достоверность. Понятие о том, что знак представляет какую-либо реальность, кроме собственной, теряет актуальность. Человек не нуждается более в правдивых знаках, поскольку понимает, что истина относительна. С этой точки зрения информационное общество является «эпохой зрелищ», когда человек отдает себе отчет в искусственности всех знаков, которые вена может получить;

- создание и распространение информации часто подчиненное
целям рекламных компаний и политических партий. Особенностью XX в. и его послевоенного периода стало распространение сознательно политизирующих средств убеждения людей. Эти средства широко используются в политике, и они все глубже проникают в сферу потребления. Сюда нужно отнести превращение знания в товар, упор по убеждению, а не обсуждение, эскалацию средств массовой информации, ориентированных на рекламу и другое. Медийни корпорации заботятся прежде всего о рынке сбыта и их первичная цель - собрать максимально большую аудиторию для рекламодателей.

В итоге они создают лишь разные виды развлекательной продукции, которая хорошо продается, но содержит никудышно мало новой информации. Авторы этой продукции не ставят перед собой серьезных социальных задач, чем подталкивают аудиторию к непрерывному потреблению развлечений.

В обществе, где манипулируют информацией, создается угроза существованию демократии, поскольку от избирателей нельзя требовать ответственного, осмысленного и образованного отношения к выборам. По мнению Юргена Хабермаса, систематическое использование управления с помощью информации есть время, с которого начинается упадок «публичной сферы». Распространение пропаганды и манипулирования общественным мнением свидетельствует об отходе от идеи информированного и рационально рассуждающего общества в сторону подтасовки и технологий пиара.

6. Креативный критерий. Предусматривается, что информационная экономика характеризуется доминированием высшей, творческой деятельности в общественной жизни (от англ. creative — творческий). Совокупный объем творческой деятельности, выраженный в единицах времени, отображает степень зрелости информационной экономики.

Креативный критерий получил свое теоретическое обоснование в работах австро-американского экономиста Йозефа Шумпетера, который впервые в экономической науке рассмотрел творчество как главный фактор экономического развития. По Шумпетеру, успех предпринимателя зависит в первую очередь от его способности создавать «новые комбинации», то есть специфические информационные продукты, которые через свою уникальность обеспечивают прибыль ее творцу. По окончании некоторого времени новая идея заимствуется конкурентами, в результате чего прибыль ее автора резко сокращается и он встает перед необходимостью продолжения творчества. Таким образом, творчество становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности предпринимателя.

Против креативного критерия выдвигаются следующие возражения:

- в науке доныне не существует однозначного определения творчества. Остается неопределенным вопрос о том, тождественное творчество ли высшей деятельности человека или нет. Некоторые авторы утверждают, что способность к творчеству является редким качеством, которое лишено большинство людей;

- какая-нибудь деятельность человека содержит низшие и высшие функции, и разделить их весьма непросто.Ще более сложной задачей является измерение на практике суммарной длительности творческой деятельности человека за некоторый фиксированный промежуток времени;

- сторонники технократического определения информации трактуют ее как произвольный набор символов. В этом случае информация не является исключительно продуктом высшей деятельности человека, а может также создаваться машинами. Успешные работы в сфере искусственного интеллекта служат весомой поддержкой такого подхода.

Среди приведенных выше критериев только креативный критерий является этическим, он трактует общественную ценность как объем творческой деятельности человека, поэтому данный критерий включен в число базовых постулатов современной теории информационной экономики, которая из-за этого выступает как креативная теория информационной экономики, или просто как креативная теория. Ниже под теорией информационной экономики имеется в виду именно эта теория.

Приведем короткий сравнительный анализ основных положений индустриальной (традиционной) экономики и что приходит ей на смену информационной экономики:

1. Продукт. Доминирующим видом продукта в индустриальном обществе является материальный объект, а в информационном обществе — информационный объект, лишенный материальной формы.

В период становления информационного общества важную роль в экономике исполняют смешанные материально-информационные продукты: електорони носители информации, видеокассеты и др. В индустриальном обществе преобладает материальное производство, а в информационном обществе — информационное.

2. Труд. Доминирующим видом труда в индустриальном обществе является простой (физический, ручной, рутинный, неквалифицированный) труд, который признается производительным трудом. При этом творческий труд считается непродуктивным. В информационном обществе, напротив, доминирует творческий труд. Он считается производительным, а простой труд — непродуктивной. Первым экономистом, который зачел умственную деятельность к производительному труду, был немецкий ученый Фридрих Лист.

3. Капитал. Доминирующим видом капитала в индустриальном обществе является материализованный (внешний) капитал: здания, станки, машины и др. В информационном обществе важнейшую роль исполняет интеллектуальный (внутренний) капитал, то есть образование, опыт, здоровье и др. Первой теорией внутреннего капитала является теория человеческого капитала американского экономиста Гере Беккера.

4. Богатство. В индустриальном обществе под богатством понимаются материальные ценности, которые принадлежат человеку, такое богатство является внешним по отношению к человеку. Физический капитал является составной частью материального богатства. В информационном обществе под богатством понимается внутреннее богатство человека — система его личных качеств. Человеческий капитал является составной частью внутреннего богатства. Внешнее богатство может быть отчуждено от человека, а внутреннее богатство — нет.

5. Ценность. В индустриальной экономике общественная ценность
блага определяется его рыночной ценой, то есть способностью блага
увеличить материальное богатство человека. В классической школе, которая составляет базис теории индустриальной экономики, ценностью выступает трудовая деятельность. Она доривнюеться объема простого труда, потраченного на изготовление продукта. В информационной экономике общественная ценность блага определяется его способностью увеличивать длительность высшей деятельности человека. В этом случае ценность является креативной ценностью. Таким образом, трудовая ценность и креативная ценность имеют одну и ту же единицу измерения — время жизнедеятельности человека.

6. Потребности. В теории индустриальной экономики потребление
понимается как целевое использование материального продукта.
Поэтому потребности классифицируют на основе классификации материальных благ. Утверждается, что человек имеет множество потребностей, каждая из которых закреплена за определенным классом благ: потребность в еде, одежде, жилье и т.д. В теории информационной экономики потребление понимается как использование продукта (материального или информационного) в целях увеличения результата высшей деятельности человека. В этом случае полезный эффект потребления какого-нибудь блага заключается в увеличении универсального целевого показателя, поэтому классификация благ лишена значения. Все они удовлетворяют сущностную, родовую потребность человека в творческой деятельности. При этом все другие потребности, которые рассматриваются в традиционной экономике, являются вторичными, вспомогательными.

7. Благосостояние. В индустриальном обществе благосостояние человека измеряется потоком материальных благ (денежных доходов), а общественное благосостояние — величиной национального дохода за определенный период времени. Материальное благосостояние называют также экономическим. Теория экономического благосостояния создана английским экономистом Артуром Пигу. В информационном обществе благосостояние человека измеряется потоком креативных благ (периодов творчества), а общественное благосостояние — суммарной длительностью творческой деятельности всех членов общества за конкретный период времени. В этом случае благосостояние называют креативным.

8. Деньги. В индустриальном обществе благосостояние имеет денежную форму, поэтому деньги служат конечной целью экономической активности хозяйственных субъектов. В информационном обществе конечной целью человека является высшая деятельность, а деньги выступают как средство увеличения креативного благосостояния.

9. Социальные взаимодействия. В каком-нибудь обществе функционирования экономики основанное на социальных взаимодействиях — совместимых общественных действиях индивидов, в результате которых изменяется их благосостояние. В индустриальном обществе доминируют взаимодействия в форме товарного обмена — обезличенные и опосредствованные денежным обращением. В информационном обществе доминируют социальные взаимодействия в форме информационного обмена продуктами творческого труда. Эти взаимодействия имеют межличный характер и подразделяются на прямые (например, общение) и опосредствованные институтами культуры (например, написание книги).

10. Модель человека. Теория индустриальной экономики базируется на модели «экономического человека», а теория информационной экономики — на модели «креативного человека».

В первобытную эпоху в человеке доминируют биологические черты, поэтому социальные взаимодействия имеют обезличенный характер и есть, в сущности, обменом веществ: как органических (при размножении), так и физических (при совместной трудовой деятельности). В индустриальную эпоху доминирующей формой взаимодействия становится обмен материальными продуктами ручного труда, через что экономические процессы в индустриальном обществе успешно описываются и исследуются методами механики, которая широко использует математический инструментарий. Поэтому индустриальная экономика имеет механистический характер, то есть является механистической экономикой. В информационную эпоху взаимодействия хозяйственных субъектов, которые имеют межличный характер, являются информационным обменом продуктами творческой деятельности между уникальными индивидами. Такого рода взаимодействия традиционно изучаются в рамках социологии, из-за этого методы этой науки успешно используются в теории информационной экономики. Поэтому информационная экономика имеет в значительной мере социологический характер, то есть является социологической экономикой. Расширение сферы применения методов социологии в экономической науке получило название социолизованой экономики. Этот срок ввел в обращение российско-американский социолог Питирим Сорокин.

Рассмотрим основные методологические принципы информационной (социологической) экономики:

Личный подход. Центральным объектом информационной экономики является уникальный индивид. Акцент делается на многообразии качеств людей, а не на их сходстве (как в индустриальной экономике).

Групповой подход. Разнообразие личных качеств индивидов служит причиной объединения их в социальные группы, которые не рассматриваются в индустриальной экономике, основанной на философии индивидуализма. Групповой подход противоречит механистическому постулату однородности общества.

Психологический подход. При исследовании экономического поведения индивида учитываются его психологические особенности, которые исполняют важную роль в системе личных качеств. В индустриальной экономике активно используются лишь некоторые результаты физиологии для обоснования ряда базовых постулатов. Примером служит закон Фехнера, согласно которому сила реакции на раздражитель снижается при каждом его повторении на протяжении определенного промежутка времени. Уильям Джевонс использовал этот закон при обосновании закона убывающей предельной полезности — важнейшего постулата индустриальной экономики.

Эмпирический подход. Базовые положения информационной экономики принимаются на основе анализа достоверных эмпирических данных, то есть преобладает индуктивный метод: от частного к общему. В индустриальной экономике используется дедуктивный принцип: основные теоретические выводы достигаются с помощью формально-логического анализа системы начальных постулатов, которые не имеют серьезного эмпирического обоснования.

Локальный подход. Отбрасывается возможность существования универсальных законов, справедливых для какого-нибудь общества и в какую-нибудь эпоху. Каждая выявленная закономерность имеет пространственно-временные, групповые и другие границы. Индустриальная экономика построена на системе универсальных законов: трудовой ценности, убывающей отдачи, спроса и др. Эта система аналогичная системе универсальных законов механики, что включает законы Ньютона, -закон сохранения энергии и др.

Социометричний подход. Количественные показатели, которые характеризуют экономические явления, формируются на основе социологических обследований. Предусматривается, что измерение экономических показателей основано на субъективных оценках людей. Например, величина креативного благосостояния индивида, ровная длительности его творческой деятельности, не может быть достоверно установлена без анкетирования данного индивида. В индустриальной экономике система показателей построена на принципе объективности: субъективные мнения людей исключаются из алгоритмов расчета. Примером служит величина валового внутреннего продукта.

Междисциплинарный подход. Информационная экономика является междисциплинарной наукой, что находится на стыке экономики и социология. Поскольку социология является генерализованой общественной наукой, что изучает все формы междучеловеческих взаимодействий, она использует методы и достижения всех общественных наук: философии, психология, правоведения и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: