Информационный рынок как предпосылка развития информационной экономики

На каждом из существенных исторических этапов развития общества возникала лидирующая отрасль экономики, которая впоследствии формировала вокруг себя специфическую сферу. К таким моментам принадлежат общие закономерности смены исторической роли научно-технического, а в более широком плане – инновационного фактора как источника динамизации развития экономики, культуры и цивилизации в целом.

Основным фактором активизации информационной экономики является развитие информационного рынка как базовой системы рыночных отношений. От его функционирования во многом зависит успех развития рыночной экономики в целом. Более того, информационный рынок становится системоутворюючим фактором мировой информационной экономики.

Формирование информационного рынка обусловлено прогрессом технических средств, в первую очередь, возникновением компьютерных сетей, которые обеспечивают быстрое создание, обработку и передачу большого количества информации, а также снижают затраты на ее хранение. Длительное время не признавался именно товарный характер информации в сфере технологического обмена, и рынки существовали для каких-нибудь товаров, кроме информации, цена которой равнялась к нулю, и делалось предположение, что распространение знаний происходит бесплатно.

Объективными предпосылками процесса отделения информационного рынка следует считать такие. Во-первых, становление постиндустриального информационно-технологического уклада цивилизационного развития. Во-вторых, рост значения информации как пятого современного фактора производства, сравнительно с четырьмя другими.

Теперь определим направления влияния информационного рынка на всю экономику. Они выражаются в таком. Во-первых, информационное производство, информационные продукты и услуги – наукоемкие. Поэтому их качество и конкурентоспособность на рынке (внутреннему и внешнему) существенно зависят от уровня технологического развития страны, в частности от уровня развития и использования новых информационных технологий, что, в свою очередь, определяется уровнем развития науки, образования, культуры, производства.

Во-вторых, продукция, что поставляется на информационный рынок, сегодня является важнейшим фактором развития некоторых других отраслей народного хозяйства (например, промышленности, строительства), катализатором и основным инструментом развития науки и образования, постоянно стимулирует и поддерживает это развитие все более новыми средствами.

В-третьих, высокая динамическая изменения моделей или даже целых поколений продукции, опережая в этой части все другие сектора развития экономики. Возникает необходимость обеспечить высокую мобильность организации производства, возможности его оперативной перестройки на выпуск новой продукции.

Реализация этой неотложной проблемы возможна лишь благодаря широкому применению новой информационной техники.

В-четвертых, информационная продукция и информационные технологии за своими функциональными возможностями становятся изделиями двойного применения (могут использоваться как в гражданской, так и военной отраслях экономики, например, средства вычислительной техники и передачи данных, информационные технологии управления объектами в реальном времени). Поэтому развитие информационной экономики тесно связано с развитием ВПК и определяет уровень обороноспособности и уровень обеспечения национальной безопасности.

В-пятых, обеспечивается создание средств для производства и эффективного использования знаний. Таким образом, создаются предпосылки для экономии других видов ресурсов, которые обеспечивают развитие общества (сырье, энергия, материальные и человеческие ресурсы). Поэтому информационная экономика становится важным фактором на пути преодоления экологического кризиса и перехода цивилизации к модели устойчивого и безопасного развития.

В-шестых, строится новая структура занятости населения, стимулируется развитие новых форм индивидуального труда и творчества. Создаются и приобретают широкое распространение новые виды продуктов и услуг, которые кардинально изменяют человеческое местопребывание, предоставляют новые возможности для развития самого человека, формирования новой информационной культуры общества.

Информационная культура общества – это способность общества к эффективному использованию информационных ресурсов и средств информационной коммуникации, которые находятся в распоряжении общества, а также способность применять для достижения этой цели передовых достижений в отрасли развития средств информатизации и информационных технологий.

Информационный рынок, благодаря своим особенностям, имеет колоссальное влияние практически на все сферы общественного развития и формирует новейшие стандарты развития информационной экономики. Правительства всех развитых стран мира уделяют особенное внимание именно развитию информационного рынка как стратегически важному направлению социально-экономического развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: