На каждом из существенных исторических этапов развития общества возникала лидирующая отрасль экономики, которая впоследствии формировала вокруг себя специфическую сферу. К таким моментам принадлежат общие закономерности смены исторической роли научно-технического, а в более широком плане – инновационного фактора как источника динамизации развития экономики, культуры и цивилизации в целом.
Основным фактором активизации информационной экономики является развитие информационного рынка как базовой системы рыночных отношений. От его функционирования во многом зависит успех развития рыночной экономики в целом. Более того, информационный рынок становится системоутворюючим фактором мировой информационной экономики.
Формирование информационного рынка обусловлено прогрессом технических средств, в первую очередь, возникновением компьютерных сетей, которые обеспечивают быстрое создание, обработку и передачу большого количества информации, а также снижают затраты на ее хранение. Длительное время не признавался именно товарный характер информации в сфере технологического обмена, и рынки существовали для каких-нибудь товаров, кроме информации, цена которой равнялась к нулю, и делалось предположение, что распространение знаний происходит бесплатно.
|
|
Объективными предпосылками процесса отделения информационного рынка следует считать такие. Во-первых, становление постиндустриального информационно-технологического уклада цивилизационного развития. Во-вторых, рост значения информации как пятого современного фактора производства, сравнительно с четырьмя другими.
Теперь определим направления влияния информационного рынка на всю экономику. Они выражаются в таком. Во-первых, информационное производство, информационные продукты и услуги – наукоемкие. Поэтому их качество и конкурентоспособность на рынке (внутреннему и внешнему) существенно зависят от уровня технологического развития страны, в частности от уровня развития и использования новых информационных технологий, что, в свою очередь, определяется уровнем развития науки, образования, культуры, производства.
Во-вторых, продукция, что поставляется на информационный рынок, сегодня является важнейшим фактором развития некоторых других отраслей народного хозяйства (например, промышленности, строительства), катализатором и основным инструментом развития науки и образования, постоянно стимулирует и поддерживает это развитие все более новыми средствами.
В-третьих, высокая динамическая изменения моделей или даже целых поколений продукции, опережая в этой части все другие сектора развития экономики. Возникает необходимость обеспечить высокую мобильность организации производства, возможности его оперативной перестройки на выпуск новой продукции.
|
|
Реализация этой неотложной проблемы возможна лишь благодаря широкому применению новой информационной техники.
В-четвертых, информационная продукция и информационные технологии за своими функциональными возможностями становятся изделиями двойного применения (могут использоваться как в гражданской, так и военной отраслях экономики, например, средства вычислительной техники и передачи данных, информационные технологии управления объектами в реальном времени). Поэтому развитие информационной экономики тесно связано с развитием ВПК и определяет уровень обороноспособности и уровень обеспечения национальной безопасности.
В-пятых, обеспечивается создание средств для производства и эффективного использования знаний. Таким образом, создаются предпосылки для экономии других видов ресурсов, которые обеспечивают развитие общества (сырье, энергия, материальные и человеческие ресурсы). Поэтому информационная экономика становится важным фактором на пути преодоления экологического кризиса и перехода цивилизации к модели устойчивого и безопасного развития.
В-шестых, строится новая структура занятости населения, стимулируется развитие новых форм индивидуального труда и творчества. Создаются и приобретают широкое распространение новые виды продуктов и услуг, которые кардинально изменяют человеческое местопребывание, предоставляют новые возможности для развития самого человека, формирования новой информационной культуры общества.
Информационная культура общества – это способность общества к эффективному использованию информационных ресурсов и средств информационной коммуникации, которые находятся в распоряжении общества, а также способность применять для достижения этой цели передовых достижений в отрасли развития средств информатизации и информационных технологий.
Информационный рынок, благодаря своим особенностям, имеет колоссальное влияние практически на все сферы общественного развития и формирует новейшие стандарты развития информационной экономики. Правительства всех развитых стран мира уделяют особенное внимание именно развитию информационного рынка как стратегически важному направлению социально-экономического развития общества.