Вопрос 4. Систематизация законодательства

От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих в государстве. Построение системы законодательства (позитивного права) мо­жет основываться на различных принципах. В основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако, могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права. Например, федеральный закон РФ «Об охране окружающей природной среды» содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно-правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В дан­ном случае — это нормы конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного устройства, система законодательства строится с уче­том принципа федерализма — федеративное законодательство и законода­тельство субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь зани­мает федеративное законодательство, которое находится в ведении федераль­ной власти (Россия, Германия, США).

Под систематизацией законодательства обычно понимают деятельность по упорядочению нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация необходима по ряду причин. Во-первых, она облегчает пользование нормативным материалом, поиск необхо­димых правовых норм. Во-вторых, упорядоченность, систематизированность нормативных актов способствует их более быстрой и правильной реализации. В-третьих, систематизация облегчает научное исследование норм права.

В отечественной науке сложилось два основных подхода к ви­дам систематизации. Одни авторы считают, что существует три вида систематизации — инкорпорация, консолидация и кодифи­кация. Другие добавляют к указанным трем видам четвертый — учет нормативных актов. При этом учет понимается как деятель­ность по сбору нормативных актов, их хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем опе­ративно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном по­рядке. Чтобы знать, какие нормативные акты действуют, какие в них внесены изменения, дополнения в тексты актов, взятых на учет, заносятся сведения обо всех их изменениях и дополнениях, иначе говоря, они поддерживаются в контрольном состоянии.

Инкорпорация — такой процесс объединения правового мате­риала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное со­держание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществля­ются в плоскости внешней обработки правового акта: в первона­чальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значе­ние, а также содержащие явные противоречия и т.п.

Инкорпорация делится на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация подлежит одобрению правотворчес­кого органа и может осуществляться лишь специально уполномо­ченными субъектами. Официальная инкорпорация приравнивает­ся к официальному опубликованию соответствующих норматив­ных актов. Неофициальная инкорпорация может осуществляться любым заинтересованным лицом, но к официальному опублико­ванию нормативных актов не приравнивается.

Кроме того, инкорпорация может быть хронологической, алфавитной или предметной.

Консолидация — это объединение разрозненных нормативных актов по определенному вопросу в единый укрупненный норма­тивный акт без изменения их содержания. Консолидация, в отли­чие от инкорпорации, является актом правотворчества, так как со­провождается принятием нового нормативного акта взамен ста­рых. Консолидация в нашей стране не применяется. Кодификация является не только самой совершенной формой систематизации, но и высшей формой правотворчества, так как в ходе кодификации сочетаются обновление и упорядочение дей­ствующего законодательства.

Кодификация — это деятельность по переработке и обновлению действующего законодательства путем издания нового укрупненного нормативного акта (такие акты называют кодифицированными или кодификационными). При ко­дификации объединяемые акты изменяются не только по форме, но и по содержанию. К кодифицированным актам относятся преж­де всего Основы законодательства, определяющие общие прин­ципы регулирования тех или иных общественных отношений, и кодексы.

Определенной разновидностью кодификации являются также уставы, регламенты, положения, (например Устав государственного учреждения "Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы" Министерства юстиции Российской Федерации") положение о том или ином подразделении ФСИН России. Они являются результатом специальной кодификации.

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: