Античный период

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕМИОТИКИ.

Лекция 1.

Задания и вопросы.

1. Прокомментируйте соотношение понятий «Общая семиотика» - «Частные семиотики». Дайте примеры частных семиотик.

2. Что такое «семиотическая деятельность»? Почему этот термин требует дополнительных разъяснений?

3. Что является предметом общей семиотики?

4. Какое условие является важным для отнесения той или иной проблемы к общей семиотике?

5. Что необходимо для того, чтобы результаты исследования из уровня частной семиотики были перенесены на уровень семиотики общей?

6. Какова особенность практики семиотической деятельности в России, по мнению автора?

7. Почему А.Соломоник убежден, что семиотика как особая наука все еще не сформировалась? Какие аргументы он приводит в качестве доказательства?

8. По каким направлениям, по мнению автора, возможны и желательны исследования в частных семиотиках?

1. Схематически изобразите основные события в истории развития семиотики.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Опишите взгляды Аристотеля на проблему знака.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Укажите основные семиотические положения стоиков.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дайте определение понятию «знаковая ситуация».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кто из ученых первым (первыми) ввел(и) понятие знаковой ситуации? Аргументируйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите наиболее важные достижения Аврелия Августина в области семиотики (определение знака; разница между знаками и вещами; естественные и условные знаки; знаки, используемые в человеческом общении; вербальные и невербальные знаки, звучащее слово и слово написанное, «мысленное слово»).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заполните таблицу:

Основания классификации знаков по А. Августину Примеры, пояснения.
  В зависимости от способа передачи сообщения  
  По их происхождению и употреблению  
  В зависимости от их социального характера  
  В зависимости от природы символической связи  
  Классификация знаков в соответствии с природой обозначаемого  

8. Установите соответствия «Ученые и их идеи о знаке».

Ученые Идеи
1. Продик А. Выделял знаки напоминающие и указывающие
2. Аристотель Б. утверждал, что правильность употребления языковых знаков - слов – обязательное условие эффективного общения.
3. Ч. Пирс В. Сформулировал общие принципы семиотики как науки о знаках; разработал типологию знаков.
4. Платон Г. Ввел положение о произвольном характере языка, о том, что значение устанавливается путем приписывания, т.е. наименования или установления референции («обозначить» = «установить понимание»).
5. Секст Эмпирик Д. Выдвинул идею необходимости такой науки, которая изучала бы знаки; первым выделил элементы языковой знаковой ситуации.
6. Анций Боэций Е. указывал на произвольный характер языковых знаков, предполагая раздельность вещи и ее названия.

Ответ: 1___, 2____, 3_____, 4_____, 5_____, 6_____.

9. Укажите основные понятия науки о знаках, которые определяются уже в античности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выполните тест:


1. Древнегреческий философ, который первым обратил внимание на правильность употребления языковых знаков - слов - как обязательное условие эффективного общения, -

а: Аристарх Самосский г: Платон

б: Аристотель д: Августин

в: Продик е: Боэций

2. Древнегреческий философ Платон в диалоге «Кратил» указывал на

а: правильность употребления языковых знаков

б: общие принципы семиотики как науки о знаках

в: произвольный характер языковых знаков

г: естественный характер языковых знаков

д: социальный характер языковых знаков

3. Ученый, который признавал инструментальную роль языковых знаков -

а: Аристарх Самосский г: Платон

б: Аристотель д: Августин

в: Продик е: Боэций

4. По мнению Аристотеля, мышление человека осуществляется с помощью знаков и произносимые слова – это

а: условные знаки умственного опыта

б: подобия предметов

в: основные элементы коммуникации

г: простой набор звуков

д: материальные формы мысленного представления

5. В своем сочинении «Об истолковании» Аристотель отмечает, что разница в назывании предмета в разных языках

а: препятствует идентичности представлений о нем

б: не препятствует идентичности представлений о нем

в: не дает представлений о нем

г: позволяет понять его истинную природу и сущность

д: не позволяет понять его истинную природу и сущность

6. Уже в работах Аристотеля определяются основные элементы знаковой ситуации:

а: произносимые слова, являющиеся знаками представлений, являющихся подобиями предметов

б: произносимые слова, являющиеся подобиями предметов, являющихся знаками представлений

в: обозначаемое, обозначающее и объект

г: обозначаемое, обозначающее и субъект

д: вещь и звук, обозначающий представляемую вещь

7. Стоики рассматривали знак как

а: сущность, образуемую отношением означающего и означаемого (т.е. представления и предмета)

б: подобие предметов

в: сущность, образуемую отношением означающего и означаемого (т.е. формы и содержания)

г: сущность вещей

д: истинное значение слова

8. Стоики определяли понятия следующим образом

а: означающее – «воспринимаемое», означаемое – «понимаемое»

б: означающее – содержание, означаемое – «форма»

в: означающее – «понимаемое», означаемое – «воспринимаемое»

г: означающее – знак, означаемое – знаковая ситуация

9. Понятие семиозиса (знаковой ситуации) ввели

а: стоики г: грамматисты

б: модисты д: номиналисты

в: схоластики е: логицисты

10. Стоики утверждают, что три вещи связаны между собой:

а: обозначаемое (звук), обозначающее (внешний субстрат) и объект (предмет, выражаемый звуком)

б: обозначаемое (предмет, выражаемый звуком), объект (звук) и субъект (внешний субстрат)

в: истинное значение, субъект и объект

г: обозначаемое (предмет, выражаемый звуком), обозначающее (звук) и объект (внешний субстрат)

11. Знаковая ситуация включает

а: три элемента: предмет, знак и звуковую форму

б: три элемента: знак (в звуковой форме), предмет и мысленное представление

в: два элемента: предмет и мысленное представление

г: два элемента: знак (в звуковой форме) и мысленное представление

д: один элемент: знак (в звуковой форме)

12. Значение знака, выражаемое звуком и постигаемое рассудком, называется

а: звуковой формой

б: мысленным представлением

в: предметом

г: условным знаком

д: ощущением

13. По происхождению и употреблению Августин подразделяет знаки на естественные и условные. К последним относятся

а: дым, указывающий на огонь

б: звучащее слово

в: письменное слово

г: разгневанное или печальное выражение лица

д: след животного

е: крики животных, свидетельствующие о наличии пищи

14. Августин называет знаки, не предназначенные для общения и не предполагающие его

а: естественными г: переносными

б: условными д: графическими

в: мысленными е: мимическими

15. Связь между словом и мыслью Августин, так же, как и Аристотель, считает

а: универсальной (естественной)

б: произвольной (условной)

в: собственной

г: социальной

д: символической

е: переносной

16. Когда означаемое становится означающим, т.е. определяется через вторичный характер, знак называется

а: собственным

б: универсальным (естественным)

в: произвольным (условным)

г: переносным

д: природным

е: символическим

17. В Средневековье работы Аристотеля стали известны благодаря переводам

а: Пьера Абеляра

б: Ансельма Кентерберийского

в: Анция Северина Боэция

г: Роджера Бэкона

д: Вильяма Оккама

е: Роберта Килвордби

18. В своих трудах Аристотель выделяет элементы языковой знаковой ситуации:

а: два элемента: представление и слово

б: три элемента: вещь, представление и слово

в: три элемента: представление, произносимое слово и написанное слово

г: четыре элемента: вещь, представление, произносимое слово и написанное слово

19. Понятие или идея, выраженная звуком либо изображением, называется

а: означаемое г: субъект

б: означающее д: высказывание

в: объект

20. Стоики считали задачей философии найти первоначальное, истинное значение слова, понять природу называемых ими вещей. Так появилась наука

а: семиология г: филология

б: этимология д: логика

в: семантика



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: