Отражение, одна из форм которого составляет сущностный признак сознания, характеризуется в марксистской философии как всеобщее свойство материи

С точки зрения диалектико-материалистической философии, материя находится вечном и непрерывном движении. Нет материи без движения и движения без материи. Движение есть способ существования материи.

С точки зрения идеализма, сознание первично, а материальный мир рассматривается как производный от сознания, вторичный по отношению к нему.

Марксистская философия решает проблему соотношения бытия и мышления, природы и духа, материи и сознания – диалектико-материалистически.

К.Маркс и Ф.Энгельс твердо исходили из того, что мир познаваем, что объективные явления и процессы материального мира более или менее правильно отражаются в сознании людей. Ранее о возможности познания мира писал Гегель, который решал эту проблему с позиций идеалистических представлений о тождестве мышления и бытия. А так же Энгельс отнес Д.Юма и И.Канта к агностицизму.

Указывая на существующие формы агностицизма, т.е. разного рода взгляды о непознаваемости мира, марксистская философия опровергает их. При этом она опирается на достижения современного естествознания, общественных наук и общественную практику, которые убедительно показывают, что люди узнают о мире все больше, постигают сущность явлений и законы их развития. Благодаря этому общество может существовать и развиваться. Особенно это относится к современному обществу.

С точки зрения марксистской философии, мир в целом непреходящ, он существует вечно и бесконечно во времени и пространстве. В этом смысле он обладает вечным бытием. Взаимный переход «бытия» в «небытие» и обратно характеризуется понятием «становление».

Бытием обладают как материальные, так и духовные явления в том смысле, что они существуют. В этом положении нет расхождений между материализмом и идеализмом, понятие «бытие» употребляется в предельно широком смысле. Однако они принципиально расходятся, когда решается вопрос о соотношении материального и духовного.

С точки зрения материализма, сознание есть отражение материального мира. Оно реально существует, но в то же время оно вторично по отношению к бытию материального мира, производно от него. В данном случае «бытие» употребляется в узком смысле как то, что противостоит сознанию.

Марксистская философия придерживается последовательно материалистического взгляда на соотношение бытия и сознания, бытия и мышления.

Бытие, понимаемое в узком смысле, первично, сознание мышление вторичны, производны от бытия, определяются им, хотя в свою очередь, могут оказывать на него активное и существенное воздействие. В этом случае понятие «бытие» равнозначно понятию «материя».

Бытие, понимаемое в широком смысле, намного шире понятия «материи», т.к. указывает на бытие сознания, мышления, духа, на их существование.

Одно из проявлений движения материи есть развитие как выход за пределы какого-либо данного состояния и появление нового.

Специфика развития выражается в следующих чертах:

1. Развитие всегда есть внутренне присущий данному объекту процесс, т.е. оно не может определяться внешними для этого объекта факторами, источник развития заключен в нем самом.

2. Для развития характерна необратимость, что означает невозможность полного, абсолютного возврата развивающейся материальной системы к прежним состояниям (н: невозможно превращение старика в молодого человека, и т.д.).

3. Развитие характеризуется преемственностью, которая выражает момент связи сменяющих друг друга качественных состояний, т.е. сохранение, удержание того, что достигнуто на предшествующем этапе развития и что служит дальнейшему развитию. Благодаря преемственности достигается единство прошлого, настоящего и будущего в развивающихся материальных системах.

4. Важной чертой развития является направленность, которая означает, что развитие – это всегда поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному. (А не движение по кругу).

5. Развитию присуща цикличность.

В поле зрения марксистской философии находится и то, что существование материи, движение и развитие ее отдельных образований происходит во времени и пространстве.

Диалектический материализм как философия марксизма исходит из представлений об объективном единстве материи, движения, пространства и времени. Пространство и время истолковываются как свойства самих материальных явлений, как формы их существования. Такая точка зрения опирается на достижения математики и естествознания (н: теория относительности А.Энштейна (1879-1955) с точки зрения которой, значения пространства и времени изменяются в зависимости от системы отсчета и от свойств движущихся материальных систем).

Понятия «бытие» и «материя» соотносятся в философии с понятием «сознание». В философии марксизма «сознание» толкуется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окружающий их мир материальных и духовных явлений. Указывается на естественные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания. К естественным предпосылкам относится, прежде всего, способность человеческого мозга как высоко организованной материи отражать явления действительности. К социальным предпосылкам относится – человеческая предметно-практическая деятельность и речь.

Отражение как возникновение в мозгу человека образов предметов и явлений действительности, которые воздействуют на человека или на которые он воздействует в процессе своей практической деятельности. Речь идет об отражении как осознании человеком предметов внешнего мира, и их осознание может происходить на уровне эмоций и чувств, интеллектуального осмысления и даже на уровне инстинктов и интуиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: