Биография Сергея Николаевича Булгакова (1871 - 1944)

С.Н.Булгаков родился в 1871г. в г.Ливны Орловской губернии в семье местного священника, скромного настоятеля кладбищенской церкви. Он уже в юности порвал со своей сословной средой и вместо полагавшегося ему по традиции пути семинариста, заключив Елецкую гимназию, поступил в Московский университет. Булгаков сравнивает первый этап своей умственной жизни с тем выбором, который до него совершили Чернышевский и Добролюбов – тоже «семинаристы». Это тогда было типично – отдых от «Закона Божьего»: интеллигенцию захватывал идеал служения народу. Позднее он по этому поводу говорил: «Я попал на…юридический факультет в известном смысле для того, чтобы тем спасать отечество от царской тирании, конечно, идейно». В поисках целостного мировоззрения Булгаков становится марксистом (как многие тогдашние молодые интеллигенты), начинает заниматься политической экономией, пишет первые труды на экономические темы, стажируется за границей, а по возвращению защищает в Москве магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие». Близко знавшая Булгакова этого периода писательница и переводчица Е.К.Герцык так рисует его портрет: «По годам такой же, как большинство наших друзей, - между тридцатью и сорока – он казался моложе благодаря какому-то хаосу, ещё не перебродившему нём. Нас с сестрой забавляло ему, которого за своего почитали разные владыки с наперсными крестами, открывать какого-нибудь кощунствующего поэта, толковать Уайльда, музыку Скрябина, встречать внимательный, загорающийся взгляд его красивых тёмных глаз. Узкоплечий, несвободный в движениях, весь какой-то плебейского склада, - прекрасны были у него только эти глаза». Постоянные умственные искания С.Н.Булгакова отразились и в его внешности. Искания были, скорее, не хаосом, но действительным поиском одного – правды и добра в мире. Не находил он этого в России. Хотя пытался активно участвовать в общественной жизни страны, во всех событиях тех лет. Он был членом Государственной Думы, близко принимал политические движения, пытался разобраться в них с позиций гражданственности, нравственности, правды и добра.

Жизнь жестоко обходилась с С.Н.Булгаковым. Для него, много пережившего, трагедия стала основной категорией человеческого бытия. Трагедия исходила из его постоянных мучений в поисках истины, он остро ощущал все события, происходящие в стране и в мире. Он перетерпел и личную трагедию, ставшую для него величайшим духовным потрясением – смерть любимого малолетнего сына Ивашечки: «О мой светлый…мальчик! Когда несли мы тебя на крутую гору, а затем по знойной и пыльной дороге…за неожиданным поворотом сразу глянула на нас своими цветными стеклами ждавшая тебя, как ты прекрасная, церковь…Мать твоя упала с криком: «Небо раскрылось». Она думала, что умирает и видит небо…И небо было раскрыто, в нём совершался наш апокалипсис». Душевная природа С.Н.Булгакова закалилась горестями мировых потрясений и семейных трагедий, которые он пережил как личное горе. В немалой степени это в ходе его жизненного пути привело к церковному служению, к Церкви как высоте нравственного отношения и сердечной боли за всех людей на Земле. Трагедия была той атмосферой, в которой жил С.Н.Булгаков. После революции в России в 1917г. он был вынужден эмигрировать. И все остальные годы жизни жил в Париже.

Булгаков С.Н. жил в предвоенной (1 мировая война) России. Он чувствовал неотвратимо надвигающуюся трагедию и его снедала тревога за судьбу России, и всего человечества, которое, по его словам, экономически росло…стремительно, духовно же разлагалось. «Чем больше живу, тем больше ноет, болит душа за Россию: устоит ли? Не загниет ли от всех ядов, которыми отравлена?» Это было истязание любящей души. Его горя и боли за Россию, втягивающуюся в общее русло европейского Прогресса и цивилизации, хватало на всех; это была мировая скорбь глубокой души.

Однако, боль, горе и скорбь С.Н.Булгаковым всегда приглушались, как бы стыдясь, он отодвигал их и заменял всегда проповедуемой благодатью надежды. Философ считал, что при всех бедах, обрушивающихся на человечество, «мир не может не удаться», «мир во зле лежит, но не есть зло». И потому даже в годы международных и гражданских кровопролитий, геноцидов и депортаций он упорно свидетельствовал, что видит свет в конце туннеля, что «Бог создал мир наверняка…», что «земная история есть не разложение…, но творчество», что нужно «мужественно и до конца претерпеть историю, ибо она есть и воцарение Христа».

Правду и добро он искал в различных системах миросозерцаний: был марксистом, исповедуя первичность материального и необходимость смены общественно-экономических формаций. Однако его общий настрой на духовную жизнь, на приоритет духовности заставил его отказаться от марксизма и обратиться к религии, к Богу. Булгаков С.Н. стал отцом Сергием. По этому поводу его ученик и последователь Л.А.Зандер в книге «Бог и мир» писал: «…Его увлечения и искания можно рассматривать как символические вехи в истории русской души, а его священство – как залог оцерковления русской интеллигенции…». Обращение к церкви у С.Н.Булгакова было вызвано тем, что он не мог удовлетвориться земной погоней людей за материальными благами жизни, вызывающими с необходимостью развитие техники, которая так же с необходимостью развитие техники, которая так же с необходимостью рушила природу и искривляла все благородные, не связанные с материальными благами порывы человеческой души. В духовности же Булгаков видит спасение человечества, своим поступком он как бы зовет всех изменить векторы жизненных ориентаций, жить в единении с природой и не уходить в Люциферову техногенную цивилизацию.

Рекомендуемая литература:

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.

3.Краткий словарь философов. М., 1994г.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.

7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000г.

8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.

9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988г.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998г.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996г.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.

21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: