double arrow

Экзистенциализм. Основные идеи и представители: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет

Экзистенциализм и философская антропология

Учебная цель: рассмотреть связь онтологии с антропологией, основные образы человека в философии, философско-религиозные поиски персонализма, «возврат к богу» и «любовь к Богу» - мировоззренческая установка западных религиозных философов, как путь нравственного совершенствования западного человека и возврата к человечности.

Ключевые слова: экзистенциализм, прагматизм, персонализм, философская антропология.

Важное место в панораме философских течений 20 столетия занимает экзистенциализм (от лат.existentia – существование). Это иррационалистическая философия, возникшая в русле стремления создать новое мировоззрение, принципиально отличающееся от университетской западной философии с ее первостепенным вниманием к абстрактным онтологическим и гносеологическим проблемам. Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями.

Укрепляется мнение, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что есть человек и каково его место в жизни (немецкий религиозный философ М. Шелер). Или, как отмечал французский персоналист Э. Мунье, - существование человека – первая проблема философии. Антропологическую переориентацию философии поддержали несколько влиятельных течений: неотомизм, персонализм, философская антропология и наиболее яркое – экзистенциализм.

Течение, именуемое экзистенциализмом, объединяет философов порой совершенно различных убеждений и интересов. Что у них общего? Позиция, согласно которой не сущность (лат. «эссенция»), а существование (лат. «экзистенция») должно явиться основным предметом философских размышлений.

Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.

У истоков этих идей стояли: датчанин С. Кьеркегор (1813-1855), русские религиозные философы Н.А. Бердяев (1874-1948), Л.Н. Шестов (1866-1938), испанский мыслитель Мигель де Унамуно (1864-1936). Начиная с 20-х годов экзистенциализм активно развивается и достигает своего пика в период 30-60-х годов ХХ в. Видные представители: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1979) – в Германии; Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) – во Франции; Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) – в Испании.

С известной долей условности экзистенциализм подразделяют на религиозный (Бердяев, Шестов, Марсель, Ясперс) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, де Бовуар). Экзистенциалистические воззрения М. Хайдеггера (его функциональная онтология) стоят особняком: их, чаще всего, не причисляют ни к тому, ни к другому из указанных направлений, хотя в ряде работ они отнесены к атеистическому.

Родина экзистенциализма Германия и Франция. Важнейшие экзистенциалистические концепции возникли во второй трети 20 века в рамках немецкой и французской ветвей:

1) немецкий экзистенциализм: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976).

2) французский экзистенциализм: Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973), М. Мерло-Понти (1908-1961).

Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:

- Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.

- Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность.

- Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.

- Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.

- Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм).

- Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.

- Человек способен к преобразованию мира.

Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда ценных элементов. Важнейшие из них: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.

Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ, теолог, писатель. Сам Кьеркегор называл свою философию экзистенциальной. Экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности и принципиально отличается от абстрактного и безличного научного мышления. Он отвергает «научный способ философствования» и рассматривает его как попытку сконструировать неподлинное человеческое «Я», в то время как новая философия должна решить прежде всего проблемы «Я», причем не ограничиваясь областью рационально познаваемого.

«Я», по Кьеркегору, - это живой реальный человек, а также те категории, которые раскрывают его сущность и не являются сугубо классическими: отчаяние, жизнь, смерть, страх, выбор, вина». Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, которое есть своего рода «растревоженная экзистенция». Человеческое «Я» всегда трагично, этот трагизм порождается всем многообразием существования: неисчерпаемостью «Я», желанием увидеть «Я» через «Ты», заражающим человеческую личность безумием мира, преследующим человека страхом и отчаянием.

К. рассматривает человека как экзистенцию, акцентируя внимание на различных ее состояниях, например на состоянии:

- страха – трепетного состояния жгучего опасения перед неизвестным и таинственным;

- выбора – выбора человеком самого себя, своего уникального и неповторимого «Я» и т.д.

Центральным в философии К. является учение о трех сферах бытия духовного индивида («Единичного»), или о трех стадиях его земного развития и одновременно о трех образах жизни.

Переход от стадии к стадии осуществляется путем выбора человека на пути к Богу:

1) эстетическая стадия – чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся хаотичностью, случайностью с соответствующей формой существования (эстетизмом) и человеком, поглощенным этой стадией (эстетикой);

2) этическая стадия, на которой «этический человек», «этик», нравственно ответствен, его отчаяние перед лицом мира – это отчаяние личности, концентрирующей все силы души в акте отчаяния, в попытке через духовность проложить путь к вере;

3) религиозная стадия – это стадия абсолютного отчаяния, в религиозном существовании «единичный» - это грешник, изначально виноват перед Богом, причем именно это понимание изначальной виновности и несовершенства приводит человека к вере, не содержащей ничего рационального («вера есть парадокс»).

Философия К, фиксирующая основные категории и диалектику человеческого существования, во многом явилась основой философского течения ХХ в. – экзистенциализма.

Мартин Хайдеггер (1889-1976). Центральным вопросом философии Х. является проблема бытия и его смысла.

Основная работа «Бытие и время» (1927) подчинена трем задачам:

1) выявить фундаментальную структуру «здесь-бытия» как бытия-в-мире;

2) показать, что бытие-в-мире является временным и историчным;

3) на основе временности «здесь-бытия» осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия.

Понятие (Dasein – нем.) «здесь-бытие» выступает основой его экзистенциальной онтологии.

Х. ставит вопрос о том, что есть бытие само по себе, и решает его через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только оно наделено возможностью понимания бытия. Человеческое бытие, изначально наделенное сознание, это Dasein «здесь-бытие». Человеку непосредственно открыто бытие, поэтому понимание бытия - это его бытийная определенность. Х критикует европейскую философскую традицию, отождествляющую бытие с сущим, с миром вещей и явлений. По Х, рационалистическая философия неверно истолковывала бытие как нечто временное. Х понимает «временность» как внутреннее переживание человека, как исходную онтологическую основу экзистенциальности «здесь-бытие».

По Х, бытие-в-мире – это априорные формы человеческой личности, которые составляют субъективное бытие человека. Такие априорные формы (забота, тревога, страх, совесть, вина) выражают духовный опыт личности, чувствующей свою временность, однократность, неповторимость и смертность. По Х, сущность Dasein «здесь-бытие» заключена в его экзистенции, в специфическом способе бытийствования; Dasein «здесь-бытие» - это бытие, наделенное сознанием, это «здесь-присутствие», через которое «говорит» само бытие. Специфика человека определяется через особое положение человеческого сущего в бытии, поэтому, анализируя Dasein «здесь-бытие», можно создать фундаментальную онтологию, т.е. учение о бытии как таковом.

Экзистенция, по Х, - это бытие, сознающее свою конечность и направленное к «ничто», поэтому априорные формы человеческой личности, модусы человеческого существования, которые определяются через смерть и есть различные способы соприкосновения с «ничто», и составляют структуру экзистенции. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен осознать свою смертность; сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование. Х делает вывод (достаточно спорный), что существование в страхе есть сама сущность человека.

Только он один осознает конечность своего бытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти». Пытаясь спастись от своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но это ему не помогает. Остается лишь одно – набраться мужества взглянуть в лицо «бытию к смерти», т.е. своему Ничто. Человек лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти, в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте, и освободиться от давления разного рода общественных целей, следования идеалам, оперирования научными абстракциями.

Х определяет философию как нечто, дающее человеку возможность стать тем, чем он может быть.

Карл Ясперс (1883-1969) – второй крупный представитель немецкого экзистенциализма, философ и психиатр.

Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т.д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т.е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования. Поддаются чтению прежде недоступные «шифры бытия», открывается мир подлинных переживаний Бога.

В целом акт достижения «безусловного бытия», по Я, трехступенчат. Первая – связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая – с прояснением экзистенции, третья – с решением главной задачи – понимания Бога. Как видим, поиск смысла бытия в данном случае связан не с рассудочной деятельностью, не с использованием строго научного понятийного аппарата, а с фантазией, с игрой воображения, характеризующейся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых образов.

Я полагал, что способностью к философствованию обладает каждый человек. Имея возможность высказаться и в то же время быть услышанным, он тем самым проявляет стремление к установлению истинной коммуникации, а, значит, к философствованию. По Я, истинная философия – это философия коммуникативная. Благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ и может обрести самого себя или свою самость.

Я принадлежит концепция «осевого времени», согласно которой центральным событием мировой истории была «осевая эпоха» (8-3 вв. до н.э.). Тогда «доистория» преобразовалась в «осевое время» и из традиционных культур выделились культуры: китайская, индийская, персидская, иудейская, древнегреческая. По Я, в «осевую эпоху» сложились основополагающие категории, с помощью которых мы сегодня мыслим. Были заложены основные принципы мировых религий.

Экзистенция (по Я.) – это необъективируемая человеческая самость, это нечто, противостоящее целостному бытию мира, это особое бытие, это «Я» поскольку, поскольку оно не становится объектом.

Трансценденция (по Я.) – это непостижимый предел всякого бытия и мышления, это охват всего охватываемого, основа всего действительного. Трансценденция постигается не познанием, а экзистенцией и выступает ее своеобразной границей.

Жан Поль Сартр (1905-1980). Его роман «Тошнота» (1938) стал образцом экзистенциалистской литературы. «Тошнота» - это одно из тех экзистенциальных состояний, которые создают трагическое мироощущение личности. Экзистенциализм Сартра – это философия пессимизма, порожденного абсурдностью человеческого существования.

Кроме того, С вводит категорию «ничто», которой придается центральное онтологическое значение. Разрыв бытия и сознания трактуется при помощи «ничто». «Ничто» источник движения, активности и качественного многообразия.

Сущность и существование: У вещей сущность предшествует существованию. Например: нож делают исходя из определенных представлений, для чего и каким он должен быть. У человека существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уж после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что ценного в этих абстрактных суждениях? Идея о том, что никто не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Свобода человека неистребима.

Альбер Камю (1913-1960) – Основные произведения: «Миф о Сизифе» 1942, «Бунтарь» или «Бунтующий человек» 1952, «Чума».

В центре его философии – абсурдность человеческой жизни, существование как область неснимаемых антиномий. Он определяет личность как «абсурдного человека». Основой такого понимания существования является сам опыт жизни, которая конечна, т.е. неминуемо закончится смертью. («Миф о Сизифе»).

По Камю, «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». («Бунтарь» или «Бунтующий человек»).

Активная жизненная позиция побудила Камю к сопротивлению фашизму. Свой роман «Чума» он заканчивает предупреждением – «микроб чумы никогда не умирает», намекая тем самым на «микробы» фашизма и других «заразных болезней» человечества.

Габриэль Марсель (1889-1973) в своем раннем труде «Метафизический дневник» выработал экзистенциалистскую концепцию морали и этических ценностей. Он впервые во французской философии использовал феноменологию в качестве наиболее адекватного метода философских исследований.

Хосе Ортега-и-Гассет испанский философ и общественный деятель в своей известной работе «Восстание масс» (1930) он говорит об опасности разрушения культуры безликой, агрессивной массой. Противостояние духовной элиты и бессознательной социальной массы – тревожный феномен 20 века. Опасения философа оказались ненапрасными. Примерно с середины столетия порожденная псевдоценностями толпы «массовая культура», все стремительнее стала «захватывать» здоровые духовные начала личности и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: