Биография Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900)

P.S.

Н.Фёдоров в очень своеобразной форме выразил основную идею всей русской философии – соучастие и сопричастность человека к Богу, а через него – и к всему сущему во Вселенной. Для него быть русским означало быть братом всех людей на Земле и чувствовать весь мир Природы, чтобы спасти её и обрести в ней собственное спасение и воскресение всех ушедших ранее предков.

Форма проведения этой идеи у Фёдорова довольно мистична, и даже философами-мистиками не всегда принималась. В.Соловьёв, относясь к Н.Фёдорову с глубоким почтением и любовью и восприняв вначале с восторгом идею воскресения, позднее стал в позу её критика, ибо считал, что физически воскрешать мёртвых нужно и можно, но сделать это может только Бог. В конце концов В.Соловьёв в своих воззрениях резко разошёлся с Н.Ф.Фёдоровым. Возможно, причина разрыва лежала в том, что Соловьёв не понял духовного смысла воскрешения по Фёдорову. Он видел сугубо материальную сторону Фёдоровского общего дела. Идея физического воскрешения мёртвых без участия церкви и религии, но только при помощи естественнонаучных методов – такая идея была чужда религиозному характеру всей русской философии, настаивающей на духовной сущности человека. Которая неподвластна мирским отношением и которая не заключена в рамки естества. Человек поэтому не мог быть подвластным науке и её методам. Он подвластен только лишь Богу.

Сила космистов оказалась в том, что они поставили проблему эволюции ноосферы как некой новой специфической оболочки Земли, которая накладывается на биосферу, но не сливается с ней. Ноосфера как оболочка разума оказывает на биосферу все большее влияние. В ноосфере же ведущую роль играют идеальные реальности: творческие открытия, научные, художественные идеи, материально осуществляющиеся в преобразованной природе, технике и т.п.

Ноосфера – в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной, созидательной деятельности человека.

Теорию «Москва – Третий Рим» обосновал – монах Филофей.

Идейные искания Ф.М.Достоевского – взаимоотношения Бога и человека.

Творчество Достоевского оказало влияние на формирование – экзистенциализма.

Хомяков, Самарин, Аксаковы – представители славянофильства.

А.И.Герцен в труде «Письма об изучении природы» - рассматривает проблему взаимоотношения философии и естествознания.

Философия Соловьева относится к – религиозному идеализму. Центральная категория – положительное всеединство.

Н.Бердяев – основоположник русского религиозного экзистенциализма. Представитель персонализма.

В.С.Соловьев – автор русской идеи о «вселенской церкви».

А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен – представители русской материалистической философии.

М.Ломоносов – представитель механистического материализма.

Н.А.Бердяев – автор «Истоки и смысл русского коммунизма»; «Русская идея».

Л.Толстой – «Цель жизни есть самосовершенствование».

Соборность – духовное единение.

Для дополнительного чтения.

В.Соловьёв родился в очень образованной, высоко интеллектуальной и интеллигентной семье известного историка Сергея Михайловича Соловьёва. Такая атмосфера развила его ум и душу, дала знания и воспитала чувства. Уже в детстве будущий философ ощутил своё предназначение, и в мистической власти оказалась его собственная душа. Грёзы, сны и мистика – это та атмосфера, в которой он жил и которую во многом сам для себя создал. Такой настрой души он пронёс через всю жизнь, мистические состояния определили и его основные философские идеи – прежде всего идею Софии. Первое видение Софии явилось ему на девятом году жизни и потом регулярно повторялось в юношеском и зрелом возрасте.

Личностное формирование В.Соловьёва продолжалось в гимназии, куда он поступил в 11 лет. Учась в гимназии и испытывая все возрастные увлечения, он под воздействием общего настроя отошёл от религиозных убеждений, внушённых ему в детстве. В 13 лет он стал активным атеистом, в 15 – материалистом. Это было и типично для общей социальной атмосферы середины XIX века: интеллигенция, юношество и молодежь в своих духовных поисках часто находили истину в атеизме, нигилизме, народничестве, материализме. Это передавалось молодёжи.

Высшее образование В.Соловьёв получил в Московском университете. Первые 3 года он учится на естественном факультете, который, однако, бросает и переходит на историко-филологический факультет, а последний год проводит в Московской Духовной Академии. В 1874г. – защита магистерской диссертации «Кризис западной философии. Против позитивистов». Защита была настолько блистательной, доклад так оригинален и нов идеями, аргументы так убедительны, а острый и развитой ум столь очевиден, что сразу же был сделан вывод «Россию можно поздравить с гениальным человеком». Гениальность В.Соловьёва обнаружила себя как гениальность чисто русская. Он один из первых создал свою, сугубо специфическую, русскую философскую систему, в которой отразились – прежде всего, жизненные смыслы развития человека, общества и природы. В своей магистерской диссертации он предоставил пороки западной мысли, прославляющей рационализм, неизбывную веру в Разум и Прогресс. Здесь В.Соловьёв увидел отчуждённость отвлеченных конструкций. Разума – от человека, что могло (так оно впоследствии и случилось) обернулся против человеческого существования.

Все последующие годы – чтение лекций в Московском университете, командировки в различные страны, переезд в Петербург. В 1880г. В.Соловьёв успешно защитил докторскую диссертацию «Критика отвлечённых начал». Как видим, тема отвлечённого от человека знания не покидает философа. Взамен «отвлеченных начал» знания он предлагает философские начала цельного знания, где соединились бы высокие абстракции с сугубо личностной конкретностью. «Цельное знание» - эта идея владела В.Соловьёвым всю жизнь.

В докторской диссертации В.Соловьёв развил идею распространения нравственного начала на все живые существа, а не только на человека. Что же касается человеческой жизни, то для неё он определил принцип любви как основной, на котором она может и должна целиком и полностью строиться.

В 1881г. В.Соловьёв уходит из университета, так как считает, что его призвание – не преподавательская деятельность, регламентированная учебными программами, обязательными расписаниями, экзаменами, учётными советами и т.п. Он был публицист, критик, поэт, а «Быть профессором, - пишет А.Ф.Лосев, - для него было просто скучно». К академической карьере он относился достаточно равнодушно. Успех и юношеский блеск его научной деятельности нельзя объяснять какими-то корыстными, карьеристскими соображениями.

После ухода из университета много пишет, путешествует. В 1888г. уезжает в Париж, где находит издателя для своих книг, печатает. В своих религиозных взглядах В.Соловьёв всегда был православным. Но (особенно пребывая в Париже) разделял воззрения и католиков. На этой почве он расходился со своими друзьями в России: А.Ф.Аксаковым, К.Леонтьевым, Н.Н.Страховым. В религии, как и в философии, В.Соловьёв предстаёт как светлая натура, проповедующая общечеловеческие идеалы и всечеловеческую или вселенскую церковь, которая, не зная конфессиональных различий, объединила бы воедино все ветви христианства. Эта идея воодушевляла философа и религиозного мыслителя, обусловливала жизнерадостность оценок и общий светлый и добрый фон и лейтмотив его философии.

В своей философской деятельности В.Соловьёв рационализировал религиозное мировоззрение. Он обосновывает христианство путём усиления его философией. Это была модернизация традиционного православия, реформирование христианского вероучения. Модернизация осуществлялась с целью создать всеобъемлющее миропонимание, не разделённое на отдельные религии и мировоззрения. От православия В.Соловьёв хотел идти к Вселенской церкви, к надконфессиональности. Объединение церквей он мыслил через возможную равнозначность веры и науки, что, однако, отождествляло Бога с человеческим разумом, а это, по В.Соловьёву, невозможно. Где же выход? С одной стороны, только разум, знание, наука способны помочь в деле всеединения, с другой, - она идет не от веры, а от разума, что противоречит божественной сути. И тогда он апеллирует к откровению, где и должны соединиться вера и знание. В этом учении В.Соловьёв рационально обосновывает христианство. В такой рационализации он видит возможность всеединства Церкви и потому верит в мир и мировое содружество народов.

Однако к концу жизни в его творчестве появляются тревожные мотивы, беспокойство и неуверенность, все ожидания окрашиваются в трагические тона. Он всё больше размышляет над будущим западной цивилизации и пророчествует новое монгольское нашествие – из Китая. Причину этого он видит в ненападении восточного и западного понимания целей и сути процесса развития. Если западная цивилизация целей и сути процесса развития. Если западная цивилизация в развитии видела прогресс – и прежде всего прогресс материальной стороны жизни общества, то восточная проповедовала идею порядка, стояла на традиционалистских позициях, видя в развитии лишь постоянное повторение порядка. Столкновение этих двух пониманий В.Соловьёв считал неотвратимым. Все последние годы он живёт ожиданием катастрофы. Хотя катастрофу он о оформляет в монгольское нашествие, однако, важна не форма, важно предчувствие гибели цивилизации.

Вполне возможно, что монгольское нашествие как причина гибели цивилизации – это метафора. Прогресс как нашествие индустриализации – вот что тревожит В.Соловьёва. Прогресс устраняет традиционные ценности, на которых извечно стояла Россия: сердечные отношения между людьми, осмысленность жизни и работы, постоянные поиски духовной стороны всякой деятельности, стремление к совершенствованию собственной души и приобщение к Богу. Прогресс и цивилизация несли иное: отчуждение человека от смысловой стороны его существования ради подчинения новому Богу – технике и производству. На Западе всё уже владело жизнью. В.Соловьёв имел возможность видеть наступление Прогресса, который уже подступал и к России – новое монгольское нашествие. Выдержит ли это Россия?

В.Соловьёв не был славянофилом, который бы придерживался идеи сугубо собственного для России пути, который бы отвергал всякую мысль о западе и возможности использования западного Прогресса для России. Он неустанно критиковал российский режим Победоносцева. После убийства Александра II в 1881г. выступил с требованием помиловать народовольцев. Эти поступки как будто бы свидетельствуют о его западничестве и западном прогрессивно-революционном настроении. И вместе с тем В.Соловьёв резко расходился и с западниками, пытающимися без оглядки на специфическое лицо русского народа насадить в России Прогресс и цивилизацию, устранив типично русские традиционалистские культурные и жизненные ценности. Он сердечно любил Россию, был истинным патриотом, но отнюдь не разделял славянофильский апофеоз русской старины. Он критиковал царя и царское монархическое управление, но и не видел Россию на число западном пути цивилизации. Не будучи ни славянофилом, ни западником, В.Соловьёв верил в Россию, которая в его представлении всегда была страной мирового значения. Рассматриваясь неурядицами своей родины, он в западные идеалы, тем не менее, никогда не верил, более того – видел и всегда доказывал обречённость Запада. Отсюда его предчувствие конца, монгольского нашествия, которое остановить кто-либо бессилен. И он за полгода до смерти рисует ужас конца всей мировой истории, когда приходит антихрист, и настоящее становится безысходным.

В последние месяцы жизни церковные убеждения В.Соловьёва начинают ослабевать. Его одолевают пессимистические настроения. Правда, православное мироощущение у него остаётся до конца жизни. Однако он перестал ходить в церковь.

Конец 90-х годов XX века – это последние годы жизни В.Соловьёва. здоровье ухудшилось. У него никогда не было семьи, и теперь он, не имея собственного дома, жил у друзей или за границей. И кончина философа произошла в имении Трубецких 31 июля 1900 года. Ему было всего 47 лет. Неиссякаемые замыслы закончились. Очень многое он не успел сделать.

Какую черту личности Вл.Соловьёва можно было бы назвать в качестве главной, определяющей и его мышление, и его действия? Пожалуй, - сила философской и религиозной мощи, постоянно реализуемая в творчестве, заставляющая жить в атмосфере неиссякаемых замыслов и не оставляющая времени для обычного человеческого бытия: для семьи, повседневных обыкновенных забот, связанных с добыванием пропитания, места, которое у каждого человека есть или должно быть и которое называется своим домом. Без семьи, без дома, он скитался, путешествуя и по России и по миру, зная, что у близких друзей всегда найдет приют. Философия для него была, конечно же, образом мышления. Но не только. Она была и образом жизни. Основная идея его философии как образа жизни – любовь, пронизывающая (долженствующая пронизать) все человеческие отношения, и более того – отношения всего живого на Земле. «Вечное солнце любви» - его главный философский образ.

В.Соловьёв – философ и поэт. В поэзии, как и в философской системе, и в религиозных воззрениях, он воспел именно этот образ:

Зло пережитое

Тонет в крови,

Всходит омытое

Солнце любви.

И в другом месте:

Смерть и время царят на земле, -

Ты владыками их не зови:

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь, по В.Соловьёву, несла церковь. Скажем, что, конечно же, соловьёвская церковь – это отнюдь не её бытовое понимание. Его церковь – это, прежде всего свобода духа, совершенное бытие. Его религия – религия духовная и личностная, возвышающая и освящающая человека и его жизнь. В.Соловьёв – гений, которым всегда будет гордиться Россия. Влюбленность в жизнь, влюблённость в мысль, талантливое её конструирование в целую философскую систему, в центре которой его основное явление и основная категория – любовь. Это делало философию типично русской, философско-религиозные рассуждения – сугубо православными. Благодаря любви ум В.Соловьёва становится всепонимающим, она определяла красоту его духовного портрета, давала интенсивное чувство жизни и глубокую личностную индивидуальность.

«Лицо…бледное, с синеватым отливом, и большие очень тёмные глаза с ярко очерченными чёрными бровями, но…без выражения, какие-то стоящие и не моргающие, устремлённые куда-то вдаль. Сухая, тонкая, длинная и бледная шея. Такая же длинная и тонкая спина, в узком и длинном, уже поношенном, пиджаке-пальто тёмного цвета. Длинные и тонкие руки с бледно-мертвенными, вялыми и тоже длинными пальцами, большею частью, засунутыми в карманы пальто или поправляющими волосы на голове. Почему-то хочется называть такие пальцы перстами.… Наконец, длинные ноги в узких и потёртых чёрных суконных брюках с несколько обтрёпанными концами и в сапогах с высокими, но стоптанными внутрь каблуками. Нечто длинное, тонкое, тёмное, в себе замкнутое и, пожалуй, загадочное…», - так писал о В.Соловьёве проф. Лукьянов С.М.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: